ФЭНДОМ

Аксон (греч. áxōn — ось) — нейрит, осевой цилиндр, отросток нервной клетки, по которому нервные импульсы идут от тела клетки (сомы) к иннервируемым органам и др. нервным клеткам. От каждой нервной клетки (нейрона) отходит только один аксон.

Питание и рост аксона зависят от тела нейрона: при перерезке аксона его периферическая часть отмирает, а центральная сохраняет жизнеспособность. При диаметре в несколько микронов длина аксона может достигать у крупных животных 1 метра и более (например, аксоны идущие от нейронов спинного мозга в конечности). У некоторых животных (например, кальмаров, рыб) встречаются гигантские аксоны толщиной в сотни мкм. В протоплазме аксона — аксоплазме — имеются тончайшие волоконца — нейрофибриллы, а также митохондрии и эндоплазматическая сеть. В зависимости от того, покрыты ли аксоны миелиновой (мякотной) оболочкой или лишены её, они образуют мякотные или безмякотные нервные волокна. Структура оболочек и диаметр аксонов, составляющих нервное волокно, — факторы, определяющие скорость передачи возбуждения по нерву. Концевые участки аксона — терминали — ветвятся и контактируют с др. нервными, мышечными или железистыми клетками. Через эти контакты (синапсы) передаётся возбуждение. Нерв — это совокупность аксонов.

См. также Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики