ФЭНДОМ

Алфавитная запись чисел — система, в которой буквам (всем или только некоторым) приписываются числовые значения, обычно следующие порядку букв в алфавите. Чаще всего первые девять букв получают значения от 1 до 9, следующие девять — от 10 до 90, и т. д. Для записи числа составляются буквы, сумма значений которых выражает это число. Для очень больших чисел применяются своего рода диакритические знаки, показывающие, например, что перед нами не единицы, а тысячи.

Основные системы алфавитной записи чисел Править

Еврейская стандартная Править

Еврейская каббалистическая Править

Греческая Править

Единицы α β γ δ ε ϝ ζ η θ
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Десятки ι κ λ μ ν ξ ο π ϙ
10 20 30 40 50 60 70 80 90
Сотни ρ σ τ υ φ χ ψ ω ϡ
100 200 300 400 500 600 700 800 900

Примечание 1. В византийские времена вместо дигаммы (ϝ) значение 6 стала выражать стигма (ϛ), лигатура букв сигма (σ) и тау (τ).

Примечание 2. Архаические буквы коппа (ϙ) и сампи (ϡ) не входят даже в классический 24-буквенный древнегреческий алфавит, но для записи чисел (имея значение 90 и 900, соответственно) изредка применяются до сих пор.

Для записи чисел могли применяться как строчные, так и прописные буквы. Порядок: сотни-десятки-единицы. Числа от слов текста отличались тем, что над ними проводилась черта и (или) после числа ставился штрих («числовой апостроф»). Тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч обозначались теми же буквами, что и простые единицы, десятки, сотни, но со штрихом внизу слева: ,α σ λ δ’ = 1234.

В старопечатных книгах по причине отсутствия литер для коппы и сампи обычно применялись похожие знаки: еврейский ламед (ל) вместо коппы и знак наподобие заглавной русской буквы «Э» вместо сампи. Стигма же ставилась строчная даже в числа, набранные прописными буквами.

Коптская Править

Армянская Править

Грузинская Править

Готская Править

Глаголическая Править

Кириллическая Править

Кириллическая система буква в букву воспроизводит греческую. В стандартном церковнославянском варианте, используемом и сегодня, она имеет следующий вид:

Единицы а в г д є ѕ з и ѳ
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Десятки і к л м н ѯ ѻ п ч
10 20 30 40 50 60 70 80 90
Сотни р с т у ф х ѱ ѿ ц
100 200 300 400 500 600 700 800 900

Для записи чисел используются почти исключительно строчные буквы (даже в составе текста, набранного одними прописными), хотя изредка можно найти и примеры применения прописных. Порядок обычный: сотни-десятки-единицы, но в числах, оканчивающихся на 11, 12, ..., 19, последние два знака переставляются согласно славянскому прочтению (один-на-дцать, то есть сперва «один», а потом «дцать» = 10). Тысячи, десятки тысяч и сотни тысяч обозначаются теми же буквами, что и обычные единицы, десятки, сотни, но слева (или слева снизу) ставится особый значок «҂». Для отличия от обычных слов текста над числом ставится особый знак «титло» (над единственной или над предпоследней буквой). Пример: ҂асл҃д = 1234.

Примечания.

  • Числовое значение 5 первоначально несла обычная буква «е», но позже стал применяться ее так называемый «длинный» вариант, из которого впоследствии развилась украинская буква «є».
  • Для числового значения 6 в древности применялась как обычная буква «зело» (ѕ), так и зеркально перевернутая.
  • Буква «і» в числовом употреблении точек не имеет.
  • Для числового значения 60 обычно применяется не обычная буква «о», а ее так называемый «широкий» вариант (в Юникоде по недоразумению названный «круглой омегой», англ. round omega).
  • Значение 90 в самых древних кириллических текстах выражала не буква «ч», а заимствованный из греческого знак «коппа» (ҁ).
  • В украинских церковнославянских изданиях до последней четверти XIX века (а на Западной Украине и позже) в значении 200 использовалась не обычная буква «с» (очень узкая и мелкая в полууставных шрифтах), а ее крупный круглый вариант (более широкий, чем прописная «С», но поменьше по вертикали).
  • Значение 400 в древности выражала буква ижица (ѵ), позже так называемый «ик» — у-образный знак, используемый только как числовой и в составе диграфа «ук» (оу). Использование в числовом значении ика характерно для российских изданий, а ижицы — для старопечатных украинских, позднейших южнославянских и румынских.
  • В значении 800 могла применяться как «голая» омега (ѡ), так и (чаще) составной знак «от» (ѿ); подробнее см. в статье «Омега (кириллица)».
  • Значение 900 в древности выражалось малым юсом (ѧ), несколько похожим на соответствующую греческую букву «сампи» (Ϡ); позже в этом значении стала применяться буква «ц».

Кроме того, старинные варианты кириллической записи чисел могли отличаться следующим:

  • до и после числа, а иногда и между «цифрами» ставились точки;
  • знак титла мог ставиться над каждой буквой, либо же он мог быть длинным и покрывать всё число;
  • большие числа (десятки тысяч, сотни тысяч) могли выражаться не как «знак „҂“ + буква для десятков или сотен», а как буква для единиц, специальным образом обведенная; разные способы такого обвода соответствовали разныв разрядам: сплошной кружок — десяткам тысяч («тьмам»), пунктирный — сотням тысяч («легеонам»), из запятых — миллионам («леодрам»), из крестиков — десяткам миллионов («вранам») и т. п.; впрочем, для больших чисел эти обозначения были довольно нестабильны;
  • в старопечатных книгах западноукраинского происхождения, более точно воспроизводящих греческую систему обозначений, в конце чисел мог ставиться штрих (иногда выглядящий как ударение над последней буквой).

Латинская Править

Программы Править

  • «Титло» - переводчик чисел из современной записи в запись буквами кириллицы и глаголицы (и обратно) и др.

Литература Править

  • Iеромонахъ Алѵпiй (Гамановичъ), Грамматика церковно-славянскаго языка, Джорданвилль: Свято-Троицкiй монастырь, 1964. [Существуют репринты.]
  • B. A. van Groningen, Short manual of Greek palaeography, Leiden: A. W. Sijthoff's Uitgeversmaatschappij N. V., 1955.
  • G. Ifrah, The universal history of numbers, N. Y. etc.: John Wiley & Sons, 2000. ISBN 0-471-39340-1.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики