ФЭНДОМ

Человек, последним думающий об инновациях, будет последним человеком на Земле

К МЕТОДОЛОГИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Править

Что лежит в основе укоренившегося убеждения в том, что прогрессивное развитие является потребностью общества, его извечной ценностью?

Прежде всего, примем как аксиому, что развитие Социума происходит в единстве и взаимообусловленном взаимодействии в составе триады, включающей надсистему - Вселенную, и подсистему - Человека.

Триада русло жизни

рис. 1 Русло устойчивости ("Река Жизни") глобального Альянса

Каждый человек имеет свою "линию жизни", отмечаемую соответствующими вехами, познает и преобразует себя и окружающий мир в постоянном взаимодействии - информационном (И), энергетическом (Э) и материальном (М) (рис. 1 )[1]. Эти взаимодействия требуют расходования и приводят к изменениям соответствующих информационных, энергетических и материальных ресурсов. Условимся далее обобщенно называть таковые ресурсы "инвестициями".

Можно предположить существование индивидуального ИЭМ-профиля человека, определяющего изменение его качества жизни (U) в течение всего земного пути. С рождением человек обретает исходное качество жизни (U0). Жизнь человека проявляется в череде вех - преобразований ΔU инвестиций , в результате которых что-то меняется в этом мире, меняется сам человек и его окружение, меняется облик современности. Индивидуальные "линии жизни", сливаясь с тысячами и миллионами судеб современников, формируют обобщенный U-портрет эпохи ("качество жизни Социума").

Условимся называть преобразования, способствующие росту качества жизни Социума, полезными функциями (ПФ). К нежелательным эффектам (НЭ) будем относить, напротив, действия, приводящие к его спаду .

В заданном контексте Социум будем рассматривать как открытую динамически устойчивую систему, осуществляющую непрерывный информационно-энергетический (инвестиционный) обмен с В. Этот обмен идет через "полупроницаемую мембрану (границу фазового пространства Социума)", названную В.И. Вернадским ноосферой.

Вселенной свойственно стремление к изменчивости (отклонению от устойчивости), необходимой как условие ее развития. В соответствии с законом сохранения систем, в период своего зарождения и становления Вселенная - как родительская система, - снабдила дочернюю систему – Человечество (Социум) максимумом средств самоуправления (для самосохранения как главной цели) и управления (для сохранения Вселенной как вышестоящей системы, что является функциональной целью Социума (человечества) как части Вселенной-матери). Первое проявляется в стремлении к самосохранению Социума самого себя. А в управлении процессами защиты Вселенной от угрозы ее энтропийной смерти проявляется миссия Социума - потомка по отношению к Вселенной-матери.

Данный закон реализуется по стандартным (номинальным) и нестандартным программам. В частности, проектное прогнозирование можно рассматривать как фактор (технологию) выработки и апробации нестандартных программ реагирования общества на нетипичные для его прошлого проблемы.

Триада автопоэзис контур

Самоорганизация в условиях Альянса

Для контроля границ устойчивости и обеспечения самоорганизации, в рассматриваемой триаде действует опережающее отражение, которое реализуется в виде отрицательной и положительной обратной связи (рис.2). Активная роль в обеспечении отрицательной обратной связи (роль стабилизатора) принадлежит при этом Социуму. Социум действует как фактор стабилизации Вселенной, обеспечивая необходимое и достаточное для устойчивого развития качество жизни U.

В то же время, Вселенной свойственно стремление к изменчивости, необходимой как фактор развития самой Вселенной.

Извечное противоречие: чем больше "отрицательности" обратной связи, тем устойчивее развитие Вселенной, и чем более она "положительна", тем более оснований для изменчивости в развитии Вселенной.

Спорадические сигналы об энтропийных возмущениях, космических катаклизмах и угрозах устойчивости Вселенной поступают на Землю в виде испытаний, проявляющихся в непрерывном множестве различных по природе проблем и противоречий (ΣТП).

В той же триаде Человеку отводится роль регулятора контура положительной обратной связи, действующего на "разогрев" Социума, роль катализатора и реализатора общественного прогресса. Этот "разогрев" достигается, если в Социуме находятся необходимые ресурсы для разрешения потока проблем ТПi.

Отсюда следует, что на Социум возложена миссия по сохранению Вселенной. Одновременно каждый человек рассматривается как надежда Социума на сохранение самого себя, как его ценный ресурс и фактор благополучия. Можно говорить о успешности или не успешности реализации таковых миссий, о действии рассматриваемой триады как глобального Альянса, история которого отмечается перемежающимися этапами соблюдения баланса (гармонии=порядка) с Космосом и нарушения его (дисбаланса=хаоса).

До тех пор, пока баланс сохраняется, Социум переживает стадию очередной цивилизации и может (в известных пределах) моделироваться как квазитермодинамическая система[2].

Но на кризисных переломных этапах, когда Социум бьется в волнах т.н. бифуркационных складок и впадин, - здесь система проявляет явно нелинейное поведение и мучительно ищет (к сожалению, чаще ценой проб и ошибок) свой аттрактор.

История и перспектива развития Альянса, реализации Социумом своей миссии перед Вселенной позволяет рассматривать фазовое пространство информационно-энергетических состояний, реализованных в истории Человечества различными социально-экономическими духовно-этическими формациями [3], и его актуальных и перспективных целей (векторов развития).

Аспекты Будущего

Аттракторы Социума и альтернативность Будущего

В координатах "качество жизни - время" пережитые Социумом состояния ("коридор Жизни") могут быть представлены как фазовая поверхность (ФПКЖ), как комбинированный спектр бифуркационных вспышек (нелинейных участков доминирующего хаоса) и линейных участков (традиционно относимых или характеризуемых как стадия цивилизованного развития) (рис.3). Каждый этнос – это свой «темпомир», имеющий собственный "спектр горения"

С учетом сказанного понятно, что показатель "качество жизни" имеет информационно-энергетическое содержание. Если принять термодинамическую аналогию, то качество жизни Социума можно интерпретировать как меру внутренней энергии всего Альянса.

Перспективные социальные формации категорически нельзя прогнозировать одной лишь линейной экстраполяцией тенденций прошлого в будущее, что следует из нелинейности поведения систем в условиях бифуркационного "поиска прорыва в Будущее".

Будущее, если его и можно распознать, то лишь в контурах, и для этого как минимум требуется рассматривать его (рис.3) в трех аспектах:

Последний из аспектов будущего относится к весьма распространенному жанру прогнозирования - т.н. альтернативистике (см. и футурология). Ее характеризует,скорее, стремление расширить горизонты понимания будущего как источника парадоксов и неведомых противоречий.

Масштаб (глубина) проводимого диагностирования и прогнозирования должен позволить увязать ФПКЖ с этносами и внутренними (энергетическими, материальными) и внешними (информационными) ресурсами (инвестициями), на основе которых возможно само развитие Социума.

В заданном контексте принимается аксиома о том, что информация есть феномен космической природы и информационные ресурсы развития Социума транслируются и аккумулируются непосредственно через и в Ноосфере.

Взаимодействие Социума с Вселенной как любое другое характеризуется пространством, временем, движением и отражением. Последнее проявляется в целесообразной активности Социума по управлению своим вкладом в информационную "копилку" Вселенского разума - Ноосферу. Каждая последующая стадия жизни Социума отражает предыдущую, т.е. запечатлевает и сохраняет в своей структуре и своих действиях следы воздействия предыдущих поколений, накапливает и умножает их.

По мере накопления опыта по сохранению состояния устойчивости, происходит рост качественного разнообразия информации, совершенствуется способность Вселенной к избирательному отражению. Этот Опыт и хранится в Ноосфере.

Таким образом, Ноосфера является сущностью, необходимой для целенаправленной деятельности Человека и Социума, которая, через их стратегическую субъектность, - детерминирует преобразование структурной информации неживой природы - Космоса. Общим свойством Социума является его самоорганизация (Жизнь как "саморазвивающееся произведение"), что означает [4]:

1) Социум - система открытая, существует в условиях постоянного потока и обмена энергией (инвестициями),

2) образующиеся в нем (Социуме) этносы не зависят от того, из какого именно начального состояния Социум начинал свое развитие (аттракторы развития как объективно обусловленные состояния),

3) стягивание к аттрактору («когерентизация» системы, "затягивание частот" по Н. Винеру) приводит к тому, что, под действием внутренних связей и сил Социума, среди множества возможных состояний происходит селекция (выбор) лишь тех избранных цивилизаций, на поддержание которых тратится преимущественно вся внешняя (Вселенной) энергия, подводимая к Социуму,https://www.youtube.com/watch?v=LjBXdBEEi6c Ссылка на фильм Транспортная революция

4) переход к новой, качественно новой формации (фазе) развития Социума происходит через хаотическое состояние системы (Социума). Решающая роль в поиске и отборе этих аттракторов принадлежит Человеку созидающему.

РОЛЬ ПАССИОНАРИЕВ В РАЗВИТИИ СОЦИУМА Править

Для дальнейшего рассмотрения важно обратиться к феномену, названному Л.Н. Гумилевым пассионарностью индивидов.

В нашем контексте пассионарность понимается как врожденное бескорыстное стремление человека к повышению качества жизни Социума, его способность к самопожертвованию вопреки инстинкту личного и видового самосохранения, как "невозможность не творить".

Эта передаваемая от поколения к поколению традиция довольно чувствительна и зависима от внешних социальных условий, в частности, утрачивается при сопротивлении (в т.ч. и клевете замалчиванием, пассивности) общественной среды. Именно в способности обеспечить устойчивость Альянса проявляется уровень пассионарности самого Социума и здесь проходят "испытания на стойкость" его пассионарии.

Этим испытанием для пассионариев и становится разрешение проблем, значимых для сохранения и роста качества жизни Социума.

Тем самым, каждый Человек должен рассматриваться как фактор сохранения устойчивости Социума, как его ценный ресурс, надежда и агент благополучия. Чем выше инновационный потенциал Социума, чем более оказывается им инвестиционная поддержка пассионариям - тем больше шансов на сохранение самого Социума и его устойчивого равновесия с Космосом в целом.

Катаклизмы во Вселенной грозят потерей ее устойчивости. По Ю.А. Крючкову: "В Космосе развиваются одновременно миры положительной эволюции и отрицательной инволюции - антимиры". Вселенские катаклизмы оборачиваются для Социума множеством различных проблем и испытаний.

Социум (в меру своей способности) включается как регулятор устойчивости и стремится найти и выдвинуть своих пассионариев, способных "взвалить" на себя решение этих проблем.

Изобретения (прогнотипы), возникшие как результат решения данных проблем и противоречий, будут или не будут ассимилированы Социумом в меру того, будут ли или не будут они поддержаны соответствующими инвестициями. Ассимилированные Социумом изобретения будем называть инновациями.

ЦЕЛЬ ПРОГНОЗ-ПРОЕКТА Править

Цель прогноз-проекта заключается в поиске маркеров/ориентиров для аттракторов и изобретение соответствующих им способов качественных переходов, что и есть суть создания прогнотипов.

ПарцПробл морфол

рис. 4а) Морфология проблемы

Парц проблемы тор

рис. 4б) Выход на прогнотип - особую точку в семантическом пространстве

Результатом принципиального разрешения частных нетривиальных проблем при этом ожидается новый опыт, качественно (парадигмально) новые знания, которые назовем "прогнотипы" (рис.4).

Потребность в создании прогнотипа возникает в Социуме при невозможности разрешения на основе прежнего опыта преобразований КЭ противоречия между новыми ценностными ориентирами и прежними мотивами различных членов общества. Одни из них (от некоторого актора (группы) β) опираются на преобразование КЭ (допустим, ранее освоенное и ассимилированное актором α) ради достижения своих идеалов ПФ, но при этом же другой актор (γ) стремятся к нивелированию КЭ, поскольку это ущемляет его интересы НЭ.

Мы видим, что к одним и тем же преобразованиям предъявляются взаимоисключающие требования: в рамках существующей конъюнктуры: преобразование КЭ "быть должно и быть его не должно" одновременно. То, что является потенциальной инновацией для одних, другими воспринимается как диверсия, и наоборот. И надо понимать, что каждый из них по своему прав, поскольку исходит из своих систем ценностей и идеалов, и то, что он отстаивает как "добро", - оппонентами трактуется как "зло" не потому, что они плохи, а потому, что они "другие", равно дорожащие своими ценностями и идеалами.

Подобный конфликт интересов традиционно стремятся разрешить путем компромиссов, чаще - методом проб и ошибок, - все же находят некое примиряющее состояние КЭ. Но это – потеря времени и инвестиций, мера временная и не способная в принципе искоренить ключевое противоречие. И только когда будет создан прогнотип - качественно новое решение проблемы, не ущемляющее интересы конфликтующих сторон - изобретение, лежащее в зоне эвристик, - происходит инновационный прорыв, и общество обретает столь важное для него знание о способе разрешения очередного типа противоречий.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕТОДОЛОГИИ Править

Итак, из сказанного выше следуют предварительные рекомендации.

МЕТОД включает следующие процедуры:

В процессе выполнения процедур предполагается использование следующего набора средств футуродизайна:

В случае соответствующей инвестиционной поддержки со стороны Социума, прогнотип доводится (например, средствами проектного прогнозирования) до уровня изобретения высокого ранга (см. по Альтшуллеру Г.С.). Активная ассимиляция такого изобретения Социумом (процесс, известный прежде как "внедрение") характеризуется как успешно проводимая инновационная деятельность.

Новое знание, приобретенное Социумом в результате описанного цикла "проблема → прогнотип → изобретение → инновация", пополняет Ноосферу и Альянс возвращается в состояние динамической устойчивости.

Триада ЧСВ автопоэзис контур

рис. 5 Гомеостаз Альянса

Сущность глобального Альянса состоит в обеспечении баланса информационно-энергетического обмена (рис.5). Способность Человека порождать качественно новые знания - прогнотипы Pt - оплачивается ему Социумом соответствующими инвестициями, а развитие Социумом собственной инновационной деятельности ("прогресс") "вознаграждается" ему со стороны Вселенной отсрочкой энтропийной смерти (притоком негэнтропии).

Жизнь на Земле возможна постольку, поскольку "добросовестно" Социум отрабатывает свою миссию по информационному пополнению Ноосферы в результате собственной инновационной деятельности.[5]

До тех пор, пока Альянс сохраняется, Социум получает шанс выхода на стадию очередной цивилизации (участки Ci-1, Ci, Ci+1 и т.д. на рис. 3) и может (в известных пределах) моделироваться как квазитермодинамическая система. Но на кризисных переломных этапах, когда Социум не в силах преодолеть проблемы и противоречия, он бьется в волнах т.н. бифуркационных складок и впадин (участки Bi-1, Bi, Bi+1, и т.д.), - здесь Альянс проявляет явно нелинейное поведение и мучительно ищет выход на новый аттрактор, новое состояние устойчивости - следующую цивилизацию Cj.

Если в момент "Сегодня" (at Time) шанс не будет упущен и Социум мобилизует собственный инновационный потенциал, - возможен переход в состояние прогрессирующей цивилизации Ci+1. В противном случае - спад качества жизни неизбежен и будет длиться до новых катаклизмов с новым поиском прорыва из кризиса.

В описанной модели отражается альтернативность Будущего и необходимость восприятия и проектирования Будущего исходя из трех его сущностных оценок - Будущего как Желаемого, Ожидаемого и Возможного. С учетом сказанного теперь становится понятным, что показатель "качество жизни" имеет информационно-энергетическое содержание. Если принять термодинамическую аналогию, то качество жизни следует интерпретировать как меру внутренней энергии всего Альянса "Вселенная-Социум-Человек".

  1. Общество задает собственные границы допустимого изменения качества жизни и, соответственно, поведения своих членов. Эти культурно-этические границы, устоявшиеся нормы социального поведения юридически закрепляются, например, в виде свода законов как "границы дозволенного" (S) (рис.1). "Провозглашение нормы имеет большое социально организующее значение" и способствуют устойчивому развитию общества. Нарушение отдельными людьми этих границ может повлечь за собой наказание, делающее невыгодным рецидивы. Тем самым общество заботится о сохранении достигнутого предыдущими поколениями уровня качества жизни и заинтересованно направляет своих членов к его неуклонному наращиванию. Уровень этой "социальной асимптоты" как некого гарантированного минимума обеспеченности и признания уровня полезности (качества создаваемой индивидом жизни) с годами для каждого отдельного человека изменяется. Причем для "звезд", "личностей" в моменты их успеха этот уровень резко возрастает. Для "маргиналов" же (рецидивистов, иных изгоев), которые посягают на достигнутый обществом уровень качества жизни, этот уровень закономерно падает, в т.ч. экстремальным образом (заключением, смертной казнью и т.д.).
  2. Квазитермодинамическая модель Альянса – предмет отдельной статьи (см. Сайфуллин Н.Ф. Коэволюция инноваций и качество жизни.// Качество жизни: Россия XXI века. Труды II Всероссийской конференции. – М.: ВНИИТЭ, 2001
  3. По Л.Н. Гумилеву называемыми этнокультурными системами [Этногенез и биосфера Земли /Свод №3. Международный альманах. - М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994. - с. 417
  4. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М.: 1994.
  5. Иначе: Сущность Глобального Альянса Социума со Вселенной (кодетерминации) состоит в обеспечении баланса информационно-энергетического обмена. Энергетическое (и материальное) обеспечение жизни на Земле возможно постольку, поскольку "полноценно и добросовестно" Социум отрабатывает свою миссию по информаци-онному пополнению Вселенной (качественному и количественному).