ФЭНДОМ

Архети́п (от др.-греч. ἀρχή— архэ, начало, принцип и τύπος— тип, отпечаток, форма, образец) — первоначальная модель, впервые сформированный исконный тип.

Архетипы — врожденные психические структуры сознания, неясные образы, одинаковые для всех людей и проникающие, с одной стороны, в сны, а с другой - в сказки и мифы, которые у разных народов почти идентичны.(Яндекс)

Теория архетипа Править

Рассмотрим последовательности понятий «организмы-клетки-молекулы», «мышление-язык», «сверх-Я-Я-Оно», «потребности-память-эмоции» именно как последовательности понятий. Предположим, что последовательности не случайны и отражают некую регулярность в структуре знания о мире. Гипотеза заключается в том, чтобы приписать последовательностям понятий статус эмпирических обобщений, возникших при исследовании связей между соответствующими аналитическими объектами. Возможно, этим эмпирическим обобщениям в так называемых системных теориях был придан несвойственный им теоретический статус. При этом были созданы не поддающиеся фальсификации (и следовательно, вненаучные) теории систем, физиологическая теория культуры, психоанализ, рассмотренные выше. Вненаучность теорий, основанных на последовательностях понятий, рассматриваемых как эмпирические обобщения, не означает неадекватности эмпирических обобщений. Очевидно, могут быть построены фальсифицируемые теории, основанные на этих же самых эмпирических обобщениях.

Объединения понятий в последовательности возникают при попытках осмыслить - как говорят философы и методологи - целое, т.е. построить теории, объясняющие отношения между понятиями разных предметных областей. В «системных» теориях понятия изымаются из предметных областей знания и связываются в последовательности, служащих явной или неявной их основой. Существует нечто, заставляющее рефлектирующего теоретика связывать организмы с клетками, клетки с молекулами, потребности с эмоциями, индивидуальность с социальными институтами, а мышление с языком. Это нечто при вненаучных попытках осмысления трансформируется в «системные» теории, ставшие элементами мировой культуры, но оставшиеся внешними к собственно науке.

Альтернативная гипотеза, проверяемая в данной работе, состоит в утверждении, что последовательности понятий являются элементами теоретических миров - архетипов... Может быть, последовательность понятий отражает последовательность (или связь) между предметами физики, с одной стороны, и физиологии, генетики и химии - с другой. Эта гипотеза может быть сформулирована и другим образом: последовательность понятий есть отображение упорядоченности уровней организации реальности, представленной различениями аналитических областей знания.

Определим последовательность следующим образом: существует физический уровень исследования реальности. При исследовании этой - физической - реальности физиологи постулируют существование организмов, генетики - существование клеток, а химики - существование молекул. В этом случае организмы можно определить как физический носитель физиологических свойств, клетки - как физический носитель генетических свойств, а молекулы - как физический носитель химических свойств. Выделенность физического уровня трудно обосновать, гораздо проще предположить, что с ним сосуществуют физиологический, генетический и химический уровни и что последовательность уровней однозначно соотносится с порядком понятий в исходной последовательности.

Допущение, что порядок понятий в последовательности «организмы-клетки-молекулы» отражает упорядоченность уровней организации некоего целого, позволяет формально расширить пространство понятий и выйти за пределы исходной последовательности в матричную структуру, которая может считываться следующим образом: при исследовании некоего целого, заданного отношениями между упорядоченными уровнями исследования и соответствующими видами исследовательской деятельности, обязательны ситуации, в которых исследовательский интерес (вид деятельности) не совпадает с уровнем, на котором осуществляется исследование. При этом возникает ситуация межпредметности, выход из которой заключается во введении понятий о сущностях-объектах, определенных только как отношения между разноименными уровнями исследования и видами деятельности. Так, понятие организма вводится для того, чтобы зафиксировать существование физического носителя физиологических свойств, а понятие гена - для того, чтобы зафиксировать существование химического носителя генетических свойств.

Матрицу можно заполнить, используя логику: ответив на вопросы «существуют ли объекты - носители свойств одного уровня в другом?» Для этого необходимо использовать собственное содержание аналитических наук в части их базовых понятий. В частности, генетический уровень организации может быть отождествлен с последовательностью «социальные институты-индивидуальностъ-инстинкты» (сверх-Я-Я-Оно).

Специализации исследователей
Уровни исследования социологи социальные психологи психологи физиологи генетики химики физики специалисты по динамике специалисты по статике
социальный социология
социально-психологический идеи социальная психология
психологический язык мышление психология
физиологический потребности (культура) память эмоции физиология
генетический социальные институты индивидуальность инстинкт генетотрофия генетика
химический вещества сенсорный вход медиаторы конструктивные вещества гены химия
физический вещи сенсорный вход  ? организмы клетки молекулы физика
динамический поведение взаимодействие активность гомеостаз размножение теплота движение кинематика
статический социальные группы малые группы внешний вид физиологические тела индивид химические элементы физические тела единицы измерения статика

Вещество как понятие вполне может быть определено как химический носитель социальных свойств. Химический сенсорный вход (такой, как обоняние) может отождествляться с химическим носителем социально-психологических свойств, а медиаторы - с химическими носителями психологических свойств. Вещи (как понятие) можно определить как физический носитель социальных свойств. Физический сенсорный вход (зрение, слух) - физический носитель социально-психологических свойств. На роль физического носителя психологических свойств может претендовать понятие «биополе», однако этому понятию, как подчеркивалось выше, пока нет места в известных теоретических мирах

В результате реконструкции возникла структура, объединяющая социальный, социально-психологический, психологический, физиологический, генетический, химический, физический, динамический и статический уровни исследования и соответствующие специализации исследователей.

Теория архетипа....................................................96

  • Реконструкция архетипов...............................................96
  • Определение архетипов таксонов ранга царства природы...................116
  • Архетипическое представление типов функционирования..................129
  • Архетипическое представление отношений между особями ................133

См. также Править