ФЭНДОМ

Алгебра Править

Файл:Plus Minus Wiedmann.gif
+ —

Знаки плюса и минуса придумали, по-видимому, в немецкой математической школе «коссистов» (то есть алгебраистов). Они используются в «Арифметике» Иоганна Видмана (Johannes Widmann), изданной в 1489 году. До этого сложение обозначалось буквой p (plus) или латинским словом et (союз «и»), а вычитание — буквой m (minus). У Видмана символ плюса заменяет не только сложение, но и союз «и». Происхождение этих символов не ясно, но, скорее всего, они ранее использовались в торговом деле как признаки прибыли и убытка. Оба символа практически мгновенно получили общее распространение в Европе — за исключением Италии, которая ещё около века использовала старые обозначения.

× ∙

Знак умножения ввёл в 1631 году Уильям Отред (Англия) в виде косого крестика. До него использовали букву M. Позднее Лейбниц заменил крестик на точку (конец XVII века), чтобы не путать его с буквой x; до него такая символика встречалась у Региомонтана (XV век) и английского учёного Томаса Хэрриота (1560—1621).

/ : ÷

Знаки деления. Отред предпочитал косую черту. Двоеточием деление стал обозначать Лейбниц. До них часто использовали также букву D. Начиная с Фибоначчи, используется также черта дроби, употреблявшаяся ещё в арабских сочинениях. В Англии и США распространение получил символ ÷ (обелюс), который предложили Йоханн Ран и Джон Пелл (John Pell) в середине XVII века.

±

Знак плюс-минус появился у Альберта Жирара (1626) и Отреда.

=

Знак равенства предложил Роберт Рекорд (Robert Recorde, 1510—1558) в 1557 году. Он пояснил, что нет в мире ничего более равного, чем два параллельных отрезка одинаковой длины. В континентальной Европе знак равенства был введён Лейбницем.

Знак «не равно» впервые встречается у Эйлера.

> <

Знаки сравнения ввёл Томас Хэрриот в своём сочинении, изданном посмертно в 1631 году. До него писали словами: больше, меньше.

≤ ≥

Символы нестрогого сравнения предложил Валлис. Первоначально черта была выше знака сравнения, а не под ним, как сейчас.

%

Символ процента появляется в середине XVII века сразу в нескольких источниках, его происхождение неясно. Есть гипотеза, что он возник от ошибки наборщика, который сокращение cto (cento, сотая доля) набрал как 0/0. Более вероятно, что это скорописный коммерческий значок, возникший лет на 100 раньше.

Знак корня впервые употребил немецкий математик Кристоф (по другим источникам, Томас) Рудольф, из школы коссистов, в 1525 году. Происходит этот символ от стилизованной первой буквы слова radix (корень). Черта над подкоренным выражением вначале отсутствовала; её позже ввёл Декарт для иной цели (вместо скобок), и эта черта вскоре слилась со знаком корня.

\sqrt[3]{x}

Символ корня произвольной степени стал использовать Альберт Жирар (1629).

a^n

Возведение в степень. Современная запись показателя степени введена Декартом в его "Геометрии" (1637), правда, только для натуральных степеней, больших 2. Позднее Ньютон распространил эту форму записи на отрицательные и дробные показатели (1676).

( )

Скобки появились у Тартальи (1556) для подкоренного выражения, но большинство математиков предпочитали вместо скобок надчеркивать выделяемое выражение. В общее употребление скобки ввёл Лейбниц.

Σ

Знак суммы ввёл Эйлер в 1755 году.

П

Знак произведения ввёл Гаусс в 1812 году.

i

Букву i как код мнимой единицы: i=\sqrt{-1} предложил Эйлер (1777), взявший для этого первую букву слова imaginarius (мнимый).

Геометрия Править

\angle \perp

Символы «угол» и «перпендикулярно» придумал французский математик Пьер Эригон (Peirre Hérigone); правда, символ перпендикулярности у него был перевёрнут, напоминая букву T.

\|

Символом «параллельно» мы обязаны Отреду.

\pi

Общепринятое обозначение числа 3.14159... образовал Уильям Джонс в 1706 году, взяв первую букву греческих слов περιφέρεια — окружность и περίμετρος — периметр, то есть длина окружности.

Математический анализ Править

o O

Символы бесконечно малых использовал шотландский математик Джеймс Грегори. У него эти обозначения перенял Ньютон.

\int

Обозначение интеграла Лейбниц произвёл от первой буквы слова "Сумма" (Summa).

Значительная часть остальных символов анализа также принадлежит Лейбницу. Манера обозначать производную по времени точкой над буквой идёт от Ньютона.

y'

Краткое обозначение производной штрихом восходит к Лагранжу.

e

Стандартное обозначение числа Эйлера e = 2.71828... предложено, естественно, Эйлером.

\partial / \partial x

Символ частной производной ввёл Карл Якоби (1841).

\lim

Символ предела появился в 1787 году у Симона Люилье (Simon Antoine Jean L’Huilier, 1750—1840).

Другие обозначения Править

!

Символ факториала предложил Христиан Крамп (Christian Kramp, 1808).

\infty

Символ бесконечности придумал Валлис, опубликован в 1655 году.

|x|

Символ функции «абсолютная величина» появился у Вейерштрасса в 1841 году.

[a]

Символ функции «целая часть» ввёл Гаусс в 1808 году.

\lor \land

Символы логических операций предложил Джордж Буль (1854). Альтернативой являются символ амперсанда & для конъюнкции и вертикальной черты: | для дизъюнкции.

См. также Править

Литература Править

  • Александрова Н. В. История математических терминов, понятий, обозначений: Словарь-справочник. — СПб: ЛКИ, 2007. — 248 с.
  • История математики под редакцией А. П. Юшкевича в трёх томах, М., Наука:

Ссылки Править