Фэндом

Виртуальная лаборатория

Коммуникация социокультурная

перенаправлено с «Коммуникация»

204 619статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение5 Поделиться

Коммуникация – механизм идентификации виртуальных страт. Коммуникация возникает лишь благодаря различению информации и сообщения, а также пониманию этого различия. Структурами коммуникации являются ожидания. В результате “циркулярного отношения” коммуникации к коммуникации образуется «порядок» как итог рождения так называемого “собственного поведения” системы.

Сеть ожиданий.gif

Сеть ожиданий в семантическом КИПоле. Оси: абсцисс - "мотивы", ординат - "компетенции". Направления стрелок коммуникаций обозначают вектора парциальных целей.

Грин сеть Калаби-Яу .gif

"Сеть ожиданий" на "мировом листе" социума

[1] мы очень часто сталкиваемся с ситуацией, где мы что-то говорим своему собеседнику, а для него то, о чём мы говорим, и то, что мы предлагаем, в принципе, не представимо, он не может в это поверить. В его мышлении нет того места, в которое можно поместить вот этот новый объект, новую реальность.

В том-то и особенность новизны как явления в мир иного. снятие подобных барьеров коммуникации, а главное – барьеров мышления, если хотите, постоянное напоминание человеку о том, что будущее может быть иным, чем он себе это представляет. Кризис как инструмент интенсивного освоения новизны.

неизбежность опознания, декодирования колоссальной проблемы, частью которой является такой загадочный субстрат, как новизна. В конечном счёте, и техника, и экономика – это инструменты и органы полифоничной целостности – человечества. И люди должны мыслить своё развитие, промышлять будущее, просто потому, что этот организм растёт, из мальчика становится юношей, из юноши – зрелым существом, у которого уже другие представления. Вообще другое ви’дение. Ту же ситуацию, даже ситуацию собственного прошлого он видит иными глазами. И поэтому-то мы возвращаемся к теме культурного капитала. Ведь постижение прошлого, есть, если вдуматься, рефлексия о настоящим и скромное описание будущего. Попытка черновика.

Mug and Torus morph.gif

Гомеоморфизм тора и кру́жки: что-то подобное происходит и в социальных процессах - изначально простое может раскрыться новым (богатым)содержанием, сложным смыслом, и наоборот

Есть основания полагать, что социокультурные коммуникации происходят подобно топологическим преобразованиям, на основе гомеоморфизма и гомотопии. Иначе говоря, это типы социальной деформации, которые могут происходить без "разрывов и склеиваний".

По Н. Луману [1] Править

Теория коммуникаций Никласа Лумана [2] исходит из наличия трех измерений смысла: предметного, временного и социального. Во-первых, смысл содержит в себе возможность различения одного явления от другого (предметное измерение). Во-вторых, смысл локализован во времени. Он существует в прошлом и будущем, между которыми находится настоящее. В-третьих, смысл предполагает не только различение объектов, но и различение субъектов, например, "Я" и "другого Я" (социальное измерение). Причем

смысл социален не потому, что необходимо связан с людьми, а потому, что в нем всегда заложена возможность разногласия: одно и то же явление может иметь неодинаковый смысл для разных людей.

Коммуникация представляет собой синтез трех селекции:

Такое понимание (как различение-сравнение между выражением и информацией) коммуникации, несмотря на всю его проблематичность, оказывается главной предпосылкой продолжения коммуникации, т.е. формирования их в системы или неслучайной последовательности. И их подсоединение друг к другу на регулярной основе может осуществиться лишь в случае утверждения специфического механизма селекции, помогающего отбирать лишь те из коммуникаций, которые представляются релевантными для данной системы и отклонять те из них, которые не отвечают определенному критерию или обобщенному символическому (=смысловому) коду коммуникации. Образование системы есть, таким образом, редукция комплексности возможных коммуникаций (=возможных тематизаций внешнего мира) с помощью смысла, под которым понимается механизм интеграции коммуникаций в систему, их подсоединение друг к другу.

К самым известным смыслам, кодирующим или распределяющим коммуникации по позитивным и негативным значениями, относятся: истина в научной системе, деньги в экономической системе, любовь в системе интимных коммуникаций, etc. Для такого рода подсоединения (коннективности) полностью безразлична вышеупомянутая внутренняя структура коммуникации (селекции выражения, информации и понимания). Лишь адекватный смысл (т.е. подсоединимость) той или иной коммуникации и соответственно ее содержание определяют развитие социальных систем.

Дистанционным восприятием дистанционного восприятия живые системы расширяют свой аппарат чувств. И это — одно из начал коммуникации. Олень видит, как вспархивает птица и «понимает», что ее вспугнула какая-то опасность. В этом восприятии чужого восприятия лежит мощное эволюционное преимущество. Такое восприятие восприятия можно понимать как животную «коммуникацию». От такого «общения-восприятия» эволюция привела к возникновению языка. Эволюционное преимущество языка состоит в том, что он сделал более четким различие между формами сообщения и выражаемой им информацией.

Луман, исходя из своей общей методологии, отказывается от представления об обществе как совокупности индивидов. Тот теоретический прорыв, который осуществил Ричард Докинз в отношении популяций, лишив их статуса эволюционирующих субъектов в пользу каждый раз по-новому перегруппирующихся генов, Никлас Луман осуществляет в отношении групп людей. Эволюционируют не группы людей, воплощающие свойственные именно для этой группы хapaктеристики.Эволюционируют системы коммуникации (квази-фенотипы), однако в основе этого процесса лежит эволюция их структур — ожиданий, складывающихся в программы, т.е. вербальных инструкций по выстраиванию коммуникаций, сконцентрированных в ее языковых кодах. Структуры коммуникации — это координирующие ее конструирование коммуникативные ожидания. Ожидания в этом смысле следует понимать как набор возможных значений слова или языкового выражения, т.е. своего рода весьма вероятные возможные миры, с которыми вынуждены считаться участники коммуникации, как только то или иное выражение будет произнесено. Генотип коммуникаций — это язык коммуникации. При этом некоторые его реализации (состоявшиеся, устоявшиеся языковые выражения как формы медиума) в ходе эволюции оказались наиболее эволюционно-успешными, т.е. наиболее генерализированными в той или иной области. Это значит, что они связывают наибольшее число конкретных ситуаций в ожидаемые, т.е. обобщенные, и, следовательно, делают возможной калькуляцию будущего развития положения дел, а в конечном счете - обеспечивают подсоединение ожидаемых в будущем коммуникаций, ориентированных на то или иное языковое выражение.

  1. Антоновский А.Ю. Никлас Луман: эпистемологическое введение в теорию социальных систем [Текст] / А.Ю. Антоновский ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М.: ИФ-РАН, 2007. - 135 с.; ISBN 978-5-9540-0072-6.
  2. Луман Н. Общество как социальная система. 2004.; Луман Н. Реальность массмедиа. http://magazines.russ.ru/oz/2003/4/2003_4_46.html; Луман Н. Формы помощи в процессе изменения общественных условий. //Социологический журнал, 1/2, 2000.

По Бляхеру Л.Е. [1]Править

С. 144: В условиях нестабильности – возникает относительная депривация, в результате которой появляются (и исчезают) виртуальные страты. Это – результат особого рода коммуникации, отличающейся от ситуации институционально оформленного общества.

В кризисном обществе в пространстве между акторами происходит рождение новых смыслов, здесь - «пространство взаимного становления Я и Другого» (М.М. Бахтин). В пространстве социального хаоса один напряженно ищет такого Другого, по отношению к которому он мог бы определиться-завершиться. Такая коммуникация – поиск порой происходит в форме автокоммуникации , общение со своей совестью как оппонентом.

В ходе автокоммуникации непронизываемая сознанием данность социальной коммуникативной сети становится, осознается как проблема, требующая немедленного разрешения. Тому, как именно человеком решается та или иная проблема в процессе автокоммуникации, способствует введение категории «относительная депривация» как показателя, индикатора коммуницируемости.

Понимаемая так коммуникация представляет собой способ социального бытия человека в мире его смыслов, значений, регулятивов, задающий варианты его совместного со-бытия с Другим и организующий социальное пространство-время. Тем самым раскрывается социальная сущность человека, проявление социального хронотопа через коммуникацию («Человек есть животное, подвешенное к паутине значений, которую он сам сплел», Клиффорд Гирц)

  1. Бляхер Л.Е. Нестабильные социальные состояния. – М.: РОССПЭН, 2005.

Владимир Иванович Новиков. "Михаил Бахтин: синтез филологии и философии" (эфир 30 марта 2011 года) Править

B 267794.jpg
"Смыслы - это ответы на вопросы. То, что не отвечает на вопросы - лишено для нас смысла"

"Диалог" - Мартин Бубер

"Другой" - Эммануэль Эменас

Любой метаязык - это диалог с предметом. Музыка - это больше чем литература

Уметь быть по отношению к Бахтину "другим" . На исходе жизни сам мир пришел к нему, стал задавать ему вопросы.

Библиография М.М. Бахтина:

  • Искусство и ответственность, 1919: архитектоника ответственности
  • Проблемы поэтики Достоевского, 1963: мыслить \проблему\ точками зрения, "диалог", полифония: голоса автора и читателя равноправны. Умберто Эко: литература как генератор интепретаций
Ничего окончательного в мире еще не произошло. Все еще впереди и будет впереди
  • Творчество Франсуа Рабле, 1965: карнавал как амбивалентный смех (который и разрушителен, и созидателен одновременно)
  • Проблемы содержания, эстетического объекта и формы словесного художественного творчества, 1974: "материал", "автор", эстетический объект".. "Войти творцом"
  • Автор и герой в эстетической деятельности, 1920: "другой", "вненаходимость".
Слава создается профанами; "Декарт, не издававшийся на телеграфе"...

Боимся дуализма, а ведь он, в отличие от монологизма, - не разрушителен, а созидателен. Это - удвоение бытия, когда находишь Другого.

"Другость" как почва для диалога, кот. есть этическая категория, не следует изнурять это понятие. Общность через диалог, через искусство - встраиваться в диалог

Цифровая культура, сценарии новых медиа [1]Править

.Oт пространства репрезентации мы приходим к пространству коммуникации... управление происходит через взаимосвязи.

Соотношение коммуникации и понимания Править

(Игры разума: от коммуникации к пониманию В гостях Finam.fm - Тамара Завеновна Адамьянц, профессор, главный научный сотрудник Института социологии РАН.)

Количество коммуникаций в современном мире стремительно растёт, информация, передаваемая при помощи этих коммуникаций, тоже растёт, а вот растёт ли понимание?! Проблема эта становится даже критической в случае, скажем, если речь идёт о лице, принимающем решение. Но, в принципе, это касается всех людей, поскольку существование в современном мире – это существование в мире сложном. А люди, они по определению разные существа, мы все личности, мы все разные личности, у нас разные, по-видимому, системы, в том числе и системы понимания.

Это знамение времени, что нам сегодня нужно знать, как происходит понимание, что такое понимание, можно ли измерить, состоялось ли понимание...

Значительная часть коммуникаций начинает напоминать своего рода игру в бисер, или возникает образ того самого мальчика Кая, который сидел в замке Снежной Королевы и пытался из кусочков сложить какое-то слово. Две иллюзии возникают у человека. Первая иллюзия – что он при этом обучается чему-то, а иногда это просто оказывается ворох знаний, не упакованный в соответствующее русло понимания. Вторая – что он понимает. Вообще, что такое понимание? Ведь адекватное понимание это вовсе не правильное понимание, это нечто иное.

Есть уровень мотивов, то, что мы всегда тоже включаем в коммуникацию, но не всегда это отслеживаем, не всегда можем понять. Понимание – это понимание интенциональности: через цель, намерение, стремление. Сегодня термин "интенциональность" в рамках направления, которое я представляю – это семиосоциопсихологическое направление, которое разработано российским учёным Тамарой Моисеевной Дридзе. Интенциональность мы определяем как равнодействующее мотивов и целей при общении. "Коммуникативный акт", он должен быть целостный, завершённый, только тогда мы можем анализировать, каким образом они преломляются в сознании человека и доходит ли он до понимания интенциональности. Вот это главная точка отсчёта понимания мотивов и целей.

Проблема понимания начинает действительно становиться актуальной именно применительно к сложным текстам? в результате возникает существенная опасность упрощения. Потому что человек, не справляясь с этой сложностью и обилием информации, он начинает упрощать, обтёсывать дерево в некоторый столб.

  1. Гость в студии – Иван Иванович Засурский, главный редактор Интернет-газеты "Частный корреспондент", заведующий кафедрой факультета журналистики МГУ
Интернет паутина.jpg

Карта Интернета. За каждой конечной точкой скрывается человек. Все связаны друг с другом в одну сеть

См. также Править

Также на Фэндоме

Случайная вики