Фэндом

«Настали тяжелые времена, прогневались боги, дети больше не слушаются родителей и всякий стремится написать книгу» Вавилонская табличка

Критическая ситуацияситуация, порождающая социальный риск. Четыре ключевых понятия, которыми можно описать критические жизненные ситуации, требующие от человека различной внутренней работы: стресс, фрустрация, конфликт и кризис .

Станислав Гроф: Духовный кризис Править

духовные кризисы имеют позитивный потенциал и их нельзя путать с болезнями, имеющими биологическую природу и нуждающимися в медицинском лечении… Китайская пиктограмма, символизирующая кризис, замечательно отражает идею духовного кризиса. Она состоит из двух основных знаков, или радикалов, один из которых означает “опасность”, а другой — “возможность”. Таким образом, хотя прохождение через подобного рода состояние часто бывает трудным и пугающим, оно обладает огромным эволюционным и целительным потенциалом. Правильно понятый и рассматриваемый в качестве трудной стадии естественного развития, духовный кризис может привести к спонтанному исцелению различных эмоциональных и психосоматических расстройств, к благоприятным изменениям личности, к разрешению важных жизненных проблем и к эволюции в направлении того, что порой называют “высшим сознанием”».

[1] Основными особенностями выбора и оценки решений в условиях кризиса являются нестабильность, недостоверность и быстрое изменение числовых показателей ситуации. В этих условиях качественная оценка ситуации становиться особенно актуальной.

Наиболее перспективным подходом к порождению и выбору решений является «методологический» [2]. Он основан на активном применении средств и методов семиотики, схемотехники, логики, культуры рефлексии. Поэтому все мнения экспертов рассматривается как материал «смыслов», которые должны быть оформлены в «значения» с привлечением понятийно-категоричных парадигм, онтологических и мироотношенческих (ценностных, идеальных) схем. Высшие критериальные средства привлекаются в функции арбитражных инструментов, а дискуссии рассматриваются в рефлексивном пространстве игры. Методологический подход обеспечивает переход от мнений к неслучайным версиям, обладающим резко возрастающим потенциалом истинности. В частности, это достигается применением псевдогенетического метода.

Признаки предкризисных явлений: критическое замедление характерных ритмов системы, увеличение амплитуды флуктуаций окна "умирающего" параметра порядка в окрестностях точки катастрофы. Например, перед экономическим кризисом характерные периоды оборота капитала заметно увеличиваются; затишье перед бурей в природе и т.п.

Тонкая структура кризиса: погружение в хаос, бытие в хаосе и выход из хаоса (самоорганизация). Здесь актуализируются (см. Проявление) в принципе бесконечные числа иерархических уровней и онтологических планов становления, обнажается в принципе бесконечная чувствительность нестабильной системы к внешним воздействиям как со стороны внешней среды (вселенной), так и наблюдателя, принципиальная открытость и сопричастность в состоянии хаоса со всем происходящим и возможность каналирования (типа квантового "туннельного эффекта") извне неких принципов, ранее непроявленных в состоянии гомеостаза. Здесь наблюдатель (актор) не может быть классическим, внешним наблюдателем, он с необходимостью включен в систему.

  1. КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ: / Анисимов О.С., Берс А.А., Жирков О.А. и др. /Под науч. ред. В.А.Филимонова/ Омск: ООО «Информационно-технологический центр», 2010.- 152 с.: ил. ISBN 978-5-904409-04-3
  2. Анисимов О.С. Развивающие игры. Изотехника. Методология. В 2-х томах, М., 2006. 104

См. также Править

Ассоциации Править

thumb|300px|left

Также на Фэндоме

Случайная вики