ФЭНДОМ

Нервный гребень — совокупность клеток, выделяющихся из краевых отделов нервного желобка во время его замыкания в нервную трубку. Клетки нервного гребня обладают развитой способностью мигрировать в организме. Клетки нервного гребня развиваются в весьма разнообразные структуры. Из-за этих двух особенностей и сравнительной лёгкости экспериментов с этим временным органом нервный гребень широко исследуется в эмбриологии.

Производные нервного гребня Править

Клетки нервного гребня образуются почти на всем протяжении замыкающейся нервной трубки. В нем различают несколько уровней по длине, из клеток разных уровней развиваются разные структуры.

Из нервного гребня развиваются многие ганглии нервной системы (спинальные, вегетативные), глиальные клетки периферической нервной системы (шванновские), вспомогательные клетки нервных окончаний, а также пигментные клетки, хрящи лицевого черепа, часть мозговых оболочек, хромаффинные клетки надпочечников, дентин, и т. д.

Миграции клеток нервного гребня Править

Сейчас точно неизвестна причина миграции клеток нервного гребня. Одна из перспективных гипотез гласит, что в основе миграции клеток — чувствительность к фибронектину и ламинину — белкам внеклеточного матрикса. Показано, что введение антител к этим белкам блокирует миграцию.

Известны три основных пути миграции:

  1. В вентральном направлении через передний отдел сомита, то есть по окружности, перпендикулярной оси нервной трубки, вниз. Мигрировавшие таким образом клетки образуют вегетативные (симпатические и парасимпатические) ганглии, вещество надпочечников, спинальные ганглии.
  1. Клетки, примыкающие к заднему отделу, мигрируют через передний, то есть вначале движутся вдоль оси нервной трубки, а потом спускаются также, как в первом случае. Образуют спинальные ганглии.
  1. Миграция в дорсолатеральном направлении — под эктодерму, то есть в стороны от нервной трубки, не спускаясь. Образуют меланоциты.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики