ФЭНДОМ

66115518752485

Расколдовывание образа "игры в бисер" как самостоятельная задача

Образ - мысленный сгусток (гештальт), возникающий в сознании человека при соотнесении новопоступающего информационного блока с выработанным в личном опыте человека набором смысловых элементов - семантических единиц личности. В культуре сообществом такой набор конвенционализируется, распространяется или навязывается как содержательный стереотип и становится в актуальной практике данной культуры "ключом" для прочтения сообщений и понимания самого факта коммуникации как программного.

из ""ЧУВСТВЕННО-ВЕРБАЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ МИРА", А.Л. Никифоров, ИФ РАН Править

Внешнее воздействие на наши органы чувств интерпретируется нами как некий чувственный образ. На этот образ налагается слово, обладающее смыслом, и передает этот смысл чувственному образу. – Так возникает образ осмысленного предмета, который мы проецируем вовне и считаем существующим вне и независимо от нас. Когда я, интерпретируя внешние воздействия, называю некий предмет треугольным, то я уже знаю, что сумма его внутренних углов равна двум прямым, что биссектрисы углов пересекаются в одной точке и т.д. В представление об этом предмете включено все мое знание о нем. Одно и то же внешнее воздействие может порождать образы разных предметов – в зависимости от того, какой смысл с помощью слова мы в него вкладываем. Это хорошо иллюстрируется так называемыми двойственными изображениями: утки – кролика, молодой девушки – пожилой женщины и т.п.

Мир окружающих нас предметов – это порождение нашей чувственности и нашего знания.
Это – тот мир, в котором мы живем и действуем.

«Животные и человек, - пишет американский психолог Дж.Гибсон, - воспринимают окружающий их мир. Окружающий мир отличается от мира физического, то есть от того мира, каким его описывают физики. Наблюдатель и его окружающий мир взаимно дополняют друг друга. В таком же отношении (взаимодополнительности) со своим общим окружающим миром находится и совокупность наблюдателей» (Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988, с. 42). Ну, конечно! Из потока воздействий, которые обрушивает на нас внешний мир, мы строим осмысленный мир объектов, их свойств, отношений – тот мир, в котором мы живем и действуем. Мы едины с миром нашей жизни. Если человечество исчезнет с лица земли, то вместе с ним исчезнет и мир лесов, полей и рек. Если исчезнут летучие мыши, вместе с ними исчезнет мир их жизни, создаваемый на основе восприятия ультразвуковых сигналов. И т.д.

Следует обратить внимание на то, что это – не чисто субъективный, внутренний мир нашего сознания. Конструируемые нами предметы представляют собой интерпретацию внешних воздействий, они не произвольны и в определенной мере зависят от этих внешних воздействий. В этом смысле создаваемый нами мир объективен. Скажем, черно-белый рисунок вы можете интерпретировать как изображение молодой девушки или безобразной старухи, но вы не можете интерпретировать его как изображение зеленого крокодила – для такой интерпретации нет соответствующего внешнего воздействия.

Таким образом, из многообразных функций языка – функции обозначения, функции накопления и передачи информации и конструктивной функции (или роли языка в чувственном восприятии) – логическая семантика исследовала лишь одну – функцию обозначения. Но если говорить строго, то функцию обозначения выполняют только имена собственные, все остальные выражения языка не обозначают, а, скорее, конструируют свои объекты в процессе интерпретации внешних воздействий.

См. также Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики