ФЭНДОМ

Отростки нейрона представляют собой выпячивания и разветвления его цитоплазмы разичной длины, покрытые цитолеммой и заканчивающиеся специализированными нервными окончаниями.

По функциональному значению отростки нейронов делятся на нейриты, или аксоны, по которым нервный импульс распространяется от перикариона к окончаниям, и дендриты, которые проводят импульс к телу нейрона.

В цитоплазме отростков содержатся все элементы эргастоплазмы. Нейрофибриллы образуют комплекс из микротрубочек, по которому идёт поток веществ от нервных окончаний к перикариону (ретроградный транспорт в дендритах) и от перикариона к аксонам (аксональный ток). Цитолемма нервных отростков является материальной основой распространения нервного импульса.

Нервная клетка может иметь различное количество дендритов и только один аксон. Аксон может быть неразветвлённым и разветвлённым. Различия в размерах нейронов, количестве, длине и разветвлённости отростков лежат в основе морфологической классификации нейронов.

Нейроны классифицируют:

По количеству отростков на:

  • псевдоуниполярные
  • биполярные
  • мультиполярные

По длине отростков:

  • короткоотростчатые
  • длинноотростчатые

По размерам тела:

  • малые
  • средние
  • большие

По разветвлённости отростков:

  • слаборазветвлённые
  • среднеразветвлённые
  • сильноразветвлённые

В эмбриональном периоде встречаются униполярные нейроны, которые имеют один отросток — аксон. Псевдоуниполярные нейроны характерны для спинальных ганглиев — от их тела отходит один отросток, который на некотром расстоянии от клетки делится на два — аксон и дендрит. Большинство нейронов в теле человека относится к мультиполярным, имеющим один аксон много дендритов. Биполярные нейроны локализуются в сетчатке глаза, спиральном ганглии и органе обоняния.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики