ФЭНДОМ

Право как один из видов регуляторов общественных отношений представляет собой особую категорию, в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что универсальное определение права не может быть дано и всегда зависит от конкретной правовой системы.

Согласно дореволюционному Cловарю Брокгауза и Ефрона:

Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; это определение П. указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе П., его происхождении и основах до сих пор остается одной из нерешенных в науке проблем.[1]

Большая Советская Энциклопедия, выражая нормативно-позитивистскую позицию марксистско-ленинской науки, определяет, что

Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.[2]

Американские юристы могут говорить о том, что

Право — это система норм, обеспеченная системой институтов.[3]

Согласно либертарно-юридическому подходу, выражающему правопонимание одной из наиболее авторитетных философско-правовых школ России:

Право - единство равной для всех нормы и меры, свободы и справедливости.[4]

Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный (т.е. его представлений о праве). В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. Поэтому для развития правовой науки особенно важен плюрализм, которого не всегда удается добиться в силу традиционной близости этой отрасли знаний к государственной власти.

В некоторых определениях или контекстах право может сливаться с системой права (объективным правом), либо правовой системой. При этом право как система права находит выражение в источниках права, а её правовое содержание составляется нормами права. Когда же говорится о праве как о правовой системе, помимо системы права будут подразумеваться и другие правовые явления: правовая культура и правореализация.

Признаки права Править

В зависимости от правопонимания представления об основных признаках права сильно отличаются, однако, практически все теории признают следующие признаки права:

  • Нормативность
  • Общеобязательность
  • Обеспеченность государством
  • Является регулятором общественных отношений

Представления о праве и понятия права Править

Основная статья: Правопонимание

Чтобы систематизировать представления различных учёных о существе права (правопонимание разных учёных) составляются классификации правопониманий и понятий, которые (понятия) создаются в рамках этих правопониманий.

Большая часть этих классификаций заключается в делении правопонимания на позитивистское и философско-правовое. В. А. Четверин называет их как потестарное и непотестарное, О. Э. Лейст как правопонимание нормативистской и нравственной школы права, В. С. Нерсесянц как легистское и юридическое правопонимание.

Позитивистское правопонимание Править

Для позитивистов правом являются принудительные нормы, которые устанавливаются властью, имеющей возможность обеспечить их выполнение. Именно принудительность этих норм, а не их особое содержание является сущностным признаком права по мнению позитивистов.

Для позитивистов пра́во — это система формально-определённых, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения. Так Марксистская школа, например, говорит о возведённой в закон воле господствуещего класса и вместе с тем совокупности правовых норм.

Так как согласно данному подходу право представляет собой продукт деятельности государства, устанавливаемый государственной властью и охраняемый силой государственного принуждения, право и закон (точнее, право и его источник, форма) для позитивистов — суть одно и то же.

С точки зрения позитивистов властная принудительность является единственной отличительной особенностью права. Показательным тут является высказывание Томаса Гоббса: «Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена». Подобные представления в XIX веке развивали Д. Остин, Ш. Амос, Г. Ф. Шершеневич.

Правопонимание философско-правовых школ Править

Для философско-правовых школ право обладает самостоятельной сущностью.

Соответственно, о социальной норме (например, содержащейся в законе) можно сказать, что данная норма является правовой или неправовой в зависимости от её соответствия принципам права.

В естественно-правовых учениях неправовыми являются те нормы, которые противоречат надпозитивным, естественным правам человека. В российской либертарно-юридической школе (В. С. Нерсесянц, В. А. Четвернин) неправовыми принято считать те нормы, которые нарушают принцип формального равенства — равенства всех людей в правосубъектности.

Школами, следующими философско-правовому правопониманию право рассматривается как форма общественного сознания.

Для таких правовых школ характерна та или иная версия различия права и закона (права и формы, источника права). При этом под правом имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола власти.

Учитывая, что права человека признаны большинством современных правовых систем, можно говорить о преобладании философско-правового подхода в официальных представлениях о природе права.

В рамках философско-правовых правопониманий среди прочих существуют естественно-правовой и либертарно-юридический подходы.

Естественно-правовая школа Править

С точки зрения естественно-правового подхода, право — это право, извне переданное человеку и приоритетное к человеческим установлениям.

Либертарно-юридическая школа Править

Основным разработчиком либертарно-юридического подхода является В. С. Нерсесянц. Согласно данному подходу под правом понимается нормативное выражение принципа формального равенства, который, в свою очередь, включает единство трех компонентов: равной для всех нормы и меры, свободы и справедливости.[5]

Концепции происхождения права Править

Правовая система Править

Основная статья: Правовая система

Правовой системой называют совокупность права (в первую очередь в позитивном смысле, смысле системы права), правосознания и правовой практики (правореализации). Понятие правовой системы часто используется, чтобы обозначить всё связанное с правом в определённой стране, охарактеризовать историко-правовые и культурные отличия права разных государств и народов.

Правовую систему не следует путать с системой права, которая является лишь частью правовой системы.

Система права Править

Основная статья: Система права

Система права — совокупность норм, институтов и отраслей права.

Норма права Править

Основная статья: Норма права

Норма права регулирует конкретный вид общественных отношений, содержит установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные принудительной силой государства и отражённые в источнике права.

Все нормы права в совокупности составляют систему права, а регулирующие определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам.

Источники права Править

Основная статья: Источник права

Как правило, под термином «источник права» понимается та внешняя форма, в которой выражается объективное право (совокупность всех норм права, система права). В этом смысле источниками права являются: правовой акт, правовой обычай, судебный прецедент, правовая доктрина, нормативный договор.

Правовой обычай Править

Основная статья: Правовой обычай

Правовой обычай — обычай, включённый государством в систему правовых норм и признаваемый источником права. Вместе правовые обычаи образуют обычное право. В России обычаи в качестве источников права официально признаются в первую очередь в сфере гражданского права, где действуют так называемые обычаи делового оборота.

Нормативный договор Править

Основная статья: Нормативный договор

Представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).

Нормативный договор может быть международным, либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами.

Судебный прецедент Править

Основная статья: Судебный прецедент

Суде́бный прецеде́нт — решение определённого суда по конкретному делу, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы. В качестве источника права прецедент доминирует в системах общего права.

Правовая доктрина Править

Основная статья: Правовая доктрина

Правовая доктрина, т.е. научные работы на правовую тематику, может становится источником права, если санкционируется государством. Некоторое время правовая доктрина имела большое значение в качестве источника права в системе римского права.

Нормативно-правовой акт Править

Основная статья: Нормативный правовой акт

Нормативно-правовой акт — документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативно-правовой акт в России (а также во многих других правовых системах, относящихся к романо-германской семье права) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты принимаются только уполномоченными государственными органами, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму. В России и ряде других стран существенно деление нормативно-правовых актов на законы и подзаконные акты, при этом первые обычно принимаются законодательной ветвью власти, а вторые исполнительной.

Систематизация нормативных актов Править
Файл:Code Civil 1804.png

Систематизация нормативных актов — деятельность по внутреннему и внешнему упорядочению нормативных актов. Её видами являются инкорпорация (объединение нормативных актов по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания), консолидация (унификация нормативных актов, устранение их множественности, что достигается путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства) и кодификация (создание нового, систематезирующего правового акта).

Кодексы широко распространены в странах романо-германской правовой семьи.

Отрасли права Править

Основная статья: Отрасли права

Частное право и Публичное право Править

Частное право регулирует отношения, возникающие на началах равенства сторон, а Публичное право регулирует властные отношения на началах подчинения.

Материальное и процессуальное право Править

Основная статья: Процессуальное право

В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.

Гражданское право Править

Основная статья: Гражданское право
Wiktionary-logo-ru
В Викисловаре есть статья «ius civile»
Wiktionary-logo-ru
В Викисловаре есть статья «civil law»

Гражданское право — термин, использование которого очень разнилось и разнится в разных правовых системах.

Понятие пришло из Римского права, там под «гражданским правом» (лат. Ius civile) понималось право, действенное для граждан Рима и используемое преторами для решения исков между римлянами, в противоположность «праву народов» (лат. Ius gentium), используемого для решения споров между жителями зависимых земель и инородцев, находящихся на подконтрольной территории Рима.

В Америке «гражданским правом» (англ. Civil law) как правило называют правовые системы континентальной (романо-германской) правовой семьи.

В Европе категория «гражданское право» либо сливается с частным правом, либо обозначает его центральную отрасль, наименее подверженную связи с публичным правом. Долгое время для Европеского частного права было характерно деление на гражданское право и торговое право, регулирующее предпринимательскую деятельность, однако, в течении XX века для большинства европейский стран такое деление отпало, были приняты единые гражданские кодексы.

Для России актуально значение «гражданского права» как отрасли права, которая регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. При этом другие частно-правовые отрасли, такие как трудовое право и семейное право (в первую очередь те, у которых имеются свои кодификации, отдельные от ГК РФ) как правило не считают частью гражданского права, однако, пока что эта терминология не устоялась т.к. долгое время термин «частное право» в России вообще не использовался. Использование термина «гражданское право» в советской науке вместо «частного права» было обусловлено в первую очередь позицией марксистско-ленинской науки, отрицавшей всё «частное» в сфере хозяйства.

Конституционное право Править

Основная статья: Конституционное право

Конституционное право регулирует базовые отношения в сфере статуса личности, организации публичной власти и институтов гражданского общества.[6]

Уголовное право Править

Основная статья: Уголовное право

Уголовное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.

В странах романо-германской правовой семьи преступлениями признаются только правонарушения, имеющие наибольшую общественную опасность.

Правовая культура Править

Основная статья: Правовая культура

Правовая практика Править

Основная статья: Реализация права

Правовая практика — процесс осуществления правовых предписаний, воплощения этих предписаний в жизнь, в поведение людей и конечный результат данного процесс.

Правовые институты Править

О правовых институтах можно говорить и как об элементах системы права, объединяющих правовые нормы, регулирующие общественные отношения определённого плана, и как о совокупности соответствующих отношений, развивающихся в соответствии с регулирующими их нормами.

Важнейшую роль в либеральных демократических государствах играют институты прав человека, разделения властей, правосудия и независимости суда, институт представительного законодательного органа, гражданского общества.

Права человека Править

Файл:Declaration of Human Rights.jpg

Права человека — права, составляющие основу статуса личности в правовом государстве, считаемые прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Юснатуралиствами все они или их часть рассматриваются как естественные права человека. В международном праве впервые закреплены Всеобщей декларацией прав человека ООН. Составляют основу конституционного права правовых государств. Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и различных международно-правовых договорах различаются.

Шаблон:Wikisource

Всеобщая декларация прав человека закрепляет:

  1. право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность;
  2. право на равную защиту закона, на защиту от дискриминации и от подстрекательства к оной;
  3. право на свободное передвижение и выбор места жительства, а также на свободное покидание любой страны и возвращение в свою собственную;
  4. право на гражданство и на его защиту;
  5. право основывать семью, заключать брак и иметь защиту семьи со стороны общества и государства;
  6. право владения имуществом;
  7. право на свободу мысли, свободу совести и религии;
  8. право на свободу убеждений и на свободное выражение их, беспрепятственное поддержка своих убеждений и поиск, получение и распространение информации и идей любыми средствами;
  9. право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы;
  10. право на образование.

Правосудие Править

Файл:Gerechtigkeitsbrunnen.jpg
Основная статья: Правосудие

Правосудие — вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению различных категорий дел. В либеральных демократических государствах правосудие осуществляется только судом на принципах законности, неприкосновенности личности, состязательности и равноправия сторон в процессе.

Классификация правовых систем Править

Основная статья: Правовые семьи
Файл:LegalSystemsOfTheWorldMapRus.png

Каждая правовая система уникальна, однако, сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями.

Наиболее известной является классификация правовых систем французского учёного Рене Давида, в соответствии с которой выделяются: романо-германская правовая семья, англосаксонская правовая семья религиозная правовая семья, социалистическая правовая семья, некоторые другие правовые семьи.

Романо-германская правовая семья Править

Основная статья: Романо-германское право

Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права в правовых системах этой семьи — нормативный акт.[7]

Англо-саксонская правовая семья Править

К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии. Прародительницей этой правовой семьи была Англия.

Wiktionary-logo-ru
В Викисловаре есть статья «stare decisis»

В основах этой правовой системы — принцип stare decisis (лат. стоять на решенном), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту.[8]

Религиозная правовая семья Править

Основные статьи: Шариат, Галаха

Религиозная правовая система — это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха).[9]

Правовые системы по государствам Править

Римское право Править

Основная статья: Римское право

Римское право — правовая система, возникшая в Древнем Риме и развивавшаяся вплоть до падения Византийской Империи. Римское право явилось образцом или прообразом правовых систем многих других государств, является исторической основой романо-германской и англо-саксонской правовых семей.

Римское правосознание видит справедливость, выводимую из равноправия, как основной принцип правореализации. лат. «Ius est ars boni et aequi» — гласит изречение римского правоведа, переводимое как «Право искусство (наука) доброго и справедливого». Казуистичность Римского права основывается на осознании высокой роли судебной власти; «Я имею иск — значит я имею право» — описывает это отношение римское изречение. Утилитаризмом названо рассмотрение пользы (utilitas) как смысла права, свойственное римскому отношению к праву: «Польза — мать доброго и справедливого».

Правовая система Российской Федерации Править

Во второй половине 1980-ых — первой половине 1990-ых годов в России началось построение новой правовой системы. В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма и многопартийности, принципа разделения властей, частной собственности и свободы предпринимательства. 22 ноября 1991 года в РСФСР была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина. С распадом СССР в 1991 году была связано возникновение суверенного Российского государства.

12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации.

Источниками права в России являются законы и подзаконные акты, международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные нормативные договоры, акты органов конституционного контроля и признаваемые российским правом обычаи.

В системе федеральных нормативных актов России Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, далее по юридической силе следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы, законами также являются законы о поправках к Конституции РФ (не принимались).

Правовая система США Править

Файл:Constitution Pg1of4 AC.jpg

Шаблон:Wikisource

Международное право Править

Правовые науки Править

Правовые науки - группа общественных наук, изучающих право и все правовые явления.

Теоретические и философские правовые науки Править

Теория права и государства — юридическая наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, изменения и развития права и государства. В рамках теории права и государства вырабатывается общеюридическая терминология, изучается существо право, вырабатываются его понятия и доктринальные понимания, разрабатывается проблематика предмета и метода юриспруденции.

Иногда от теории права отделяют философию права — раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

В дореволюционной России было достаточно чёткое деление на на философию права, теорию права и энциклопедию права, при этом теория права (юридическая догматика) изучала положительное (объективное) право, философия права надпозитивное (естественное право), а энциклопедия права понятийный аппарат юриспруденции.

Название «теория государства и права» распространилось в советский период, когда подчёркивалась первичность государства по отношению к праву. Сегодня существует тенденция использовать термин «теория права и государства», ставя право на первое место, особенно последовательно её придерживаются сторонники либертарно-юридической школы права.

В российских вузах студенты-юристы обычно изучают курс «теории государства и права» на первом курсе и более глубокий курс «проблемы теории государства и права» на пятом курсе.

В юридических школах США существует учебная дисциплина англ. Legal Theory или англ. Legal Theory and Philosophy of Law. При этом многие её элементы студенты российских вузов изучают в рамках отдельного курса — «история политических и правовых учений».

Прикладные юридические науки Править

Portal
В Википедии есть портал
«Право»

Это заглавная страница коллективного проекта {{{project}}}

К проекту может присоединиться каждый желающий, взяв на себя некоторые обязательства помочь целям проекта. Для этого поставьте ниже шаблон {{Участник проекта}} и приступайте к работе :).

Обсуждение проекта участниками идет на этой странице. Организационные вопросы и замечания, поправки тех, кто не участвует в проекте, вносите на страницу Обсуждение:{{{project}}}.

Использование этой информации в коммерческих целях лицами, не участвующими в коллективном проекте {{{project}}}, запрещено. Но вы можете копировать и перерабатывать данную статью в научных и образовательных целях, с последующим предоставлением результата на тех же правах. Для подробной информации см. Авторское право.

Литература Править

  • Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под общей редакцией члена-корр. РАН, доктора юрид. наук, проф. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2006. — 832 с. — ISBN 5-89123-361-4

Примечания Править

Шаблон:Право

Эта страница использует содержимое раздела Википедии на русском языке. Оригинальная статья находится по адресу: Право. Список первоначальных авторов статьи можно посмотреть в истории правок. Эта статья так же, как и статья, размещённая в Википедии, доступна на условиях CC-BY-SA .

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики