ФЭНДОМ

Простра́нство — слово, используемое в многочисленных сложных терминах в таких разделах, как философия, математика и физика.

На уровне повседневного восприятия пространство интуитивно понимается как арена действий, общий контейнер для всех объектов, сущность некоторой системы.

Например, космос часто называют также космическим пространством. Ещё примеры использования

Математика Править

В математике слово «пространство» употребляется в большом наборе сложных терминов.

Грубо говоря, пространство есть множество с некоторой дополнительной структурой. В зависимости от этой дополнительной структуры элементы пространства могут называться «точками», «векторами», «событиями» и т. п.. Подмножество пространства называется «подпространством» если структура пространства индуцирует на этом подмножестве структуру такого же типа (точное определение зависит от типа пространства).

Примеры Править

Физика Править

В физике пространством называют ту «арену действий», на которой разворачиваются физические процессы и явления и которую мы субъективно ощущаем как «вместилище предметов».

В физике часто используются многомерные пространства — например, фазовое пространство, в котором состояние сложной системы объектов представляется одной точкой. Такие пространства — не более чем абстракции, предназначенные для постановки и решения вполне «земных» задач в обыкновенном трёхмерном пространстве.

В теории относительности пространство оказывается одним из проявлений единого пространства-времени, и деление отдельно на пространство и время становится зависящим от конкретной системы отсчёта.

В большинстве разделов физики сами свойства физического пространства (размерность, неограниченность и т. п.) никак не зависят от присутствия или отсутствия материальных тел. В общей теории относительности оказывается, что материальные тела модифицируют свойства пространства, а точнее, пространства-времени, «искривляют» пространство-время.

Одним из постулатов любой физической теории (Ньютона, ОТО и т.д.) является постулат о реальности того или иного математического пространства (например Евклидова у Ньютона).

Психология / Лингвистика Править

Фантастика Править

В фантастике используются понятия «параллельное пространство», «гиперпространство», «субпространство», не имеющие однозначной трактовки.

См. также Править

  • Берлянт А.М. Образ пространства: карта и информация. - М.: Мысль, 1986. - 240 с.