ФЭНДОМ

Самоописания – мнимые единства (виртуальная страта), идентичности, которыми пользуются коммуникации для того, чтобы обеспечить возможность непроблематичного подсоединения друг к другу и образования в систему; семантические артефакты, заставляющие коммуникации протекать более эффективно и упорядоченно.

Самоописаниями является, например, то, что мы называем «нациями», «государствами», «культурами», «цивилизациями» и, конечно же, – «обществом». Все это конструкции, имеющие смысл исключительно в рамках коммуникаций, а не существующие как самостоятельные данности.

Общество есть совокупность всех потенциально возможных коммуникаций... Наука (при всех квантовых парадоксах наблюдения) все-таки исходит из объективного характера своих объектов. Общество же, согласно Луману, в своих самоописаниях лишено такого внешнего критерия. Познавая себя, оно лишь в самом себе обнаруживает критерии своих суждений. Пусть общество нам недоступно, но – зная его функции – мы можем попытаться узнать и то, как и зачем функционируют его самоописания.

Обращаться можно лишь к прошлому или будущему. Но главная причина такой когнитивной неуловимости общества – это возникающая в обществе субъект-объектная неопределенность. Должна ли наука (система научных коммуникаций, например, социология), обращаясь к обществу в целом, обращаться и к себе самой, как к его составной части, а следовательно, входить в свой собственный объект исследования? Создаваемая социологией теория, в свою очередь, оказывается не описанием объекта, а самоописанием коммуникаций или «обществом общества». Но ведь она уже отличила себя как наблюдающую инстанцию, постулировала себя как наблюдателя (субъект), как то, чьи особенности, согласно всем научным канонам, никак не должны были бы сказываться на наблюдаемом объекте, и уж тем более не входить в сам этот объект.

Поэтому понятия субъекта и объекта оказываются, с точки зрения Лумана, семантически неадекватными для их использования в общественной теории.

Cамоописанием является, скажем, «государство», которое всего лишь служит мотивационным средством для организации коммуникаций в их неслучайные последовательности: формирует ожидания, требующие от военно-обязанного в определенных ситуациях идти армию, а гражданское лицо – платить налоги. Самоописания – семантические артефакты, заставляющие коммуникации протекать более эффективно и упорядоченно, но их реальность - это реальность написанного слова – и не более того.

Операции коммуникации и переживания являются смысловыми: т. е. обладают механизмами «подсоединения» к тем, что уже произошли (и потеряли актуальность) и к тем, которые только еще произойдут. Эти смысловые механизмы, обеспечивая это «подсоединение», и состоят, собственно, в производстве самоописаний, фиктивных, но функциональных мотивационных идентичностей. Смысл, согласно Луману, – это схема, обеспечивающая продолжение коммуникаций и переживаний.