ФЭНДОМ

В данное время, усилия исследователей в области искусственного интеллекта (а впрочем, и многих специалистов информационных технологий) в подавляющем большинстве направлены на так называемые “прямые задачи”. Такие задачи характеризуются достижением определенной цели прямым путем. При этом целей может быть много, пути решения могут быть достаточно сложные и иерархические. Но при этом такие задачи являются одноуровневыми, когда речь заходит о целеполагании. Такие задачи как распознавание образов, управление движением, прогнозирование являются задачами одноуровневого целепологания. В распознавании образов – есть конкретная цель распознать образ, и при этом есть все возможности так построить алгоритм распознавания, чтобы он непосредственно, шаг за шагом приближался бы к решению задачи. При управлении движением можно найти ряд оптимальных параметров, таких как радиус обзора, зона опасности и прочие, которые помогают непосредственно предпринять определенные действия, например, изменить направление движения при попадании некого объекта в зону опасности, или выбрать траекторию движения на основании данных в радиусе обзора. Во время прогнозирования также имеется закономерность, которую нужно спрогнозировать, при этом имеются определенные входные данные от которых может зависеть определяемая закономерность. Непосредственно оперируя с входными данными можно получить более или менее пригодный прогноз.

Все эти задачи отличаются детерминированностью. Причем детерминированы не сами методы, с помощью решаются задачи (они могут быть какими угодно - вероятностными, стохастическими, нечеткими), а сами задачи, по своей сути, детерминированы. Задачи двухуровневого целеполагания отличаются тем, что конечная цель может быть достгнута лишь косвенно. Определяется ряд действий, связанных между собой, осуществление которых может повлиять на достижение конечной цели. Но в каких пропорциях нужны данные действия неизвестно, причем осуществление самих действий может в какой-то момент отдалять от конечной цели, но позволять выполнить другое действие, которое впоследствии позволит достичь конечную цель с нарастающим темпом. Как правило результатом является нахождение наилучшей стратегии для достижения конечной цели в определенных условиях. При этом найденная стратегия является на порядок важнее, чем ранее поставленная конечная цель. Примеры таких задач можно найти в стратегических компьютерных играх. Но они зачастую встречаются и в жизни и являются основой интеллектуального поведения человека.

Так, например, известно, что работая у определенного работодателя, совершенствуя знания можно улучшить свою производительность труда и как то повлиять на свою зарплату. Но в какой-то момент может оказаться, что увеличение зарплаты покрывает лишь инфляцию, а совершенствовать свои умения или уже некуда или не целесообразно. Встает выбор поменять работодателя или начать собственный бизнес.

Здесь мы видим, что конечной целью является размер зарплаты, а методом – повышение своей квалификации. При этом важно понять и выбрать стратегию, следуя которой квалификация будет оценена по достоинству на изменяющемся рынке труда. Любая общественная, экономическая и политическая деятельность содержит множество подобных задач, где можно лишь косвенно повлиять на желаемый результат. А вот в технологической сфере такие задачи почти отсутствуют. Это и отличает общественную интеллектуальную жизнь, от детерминированного технологического производства. Для того, чтобы приблизиться и найти подходы к решению таких задач, мы будем моделировать ситуации с помощью сценариев из стратегических компьютерных игр. Решая данные задачи даже детерминированными алгоритмами, тем ни менее будет ощущаться интеллектуальность найденных решений. И это следствие не способа, которым решается задача, а следствие того, какой по сути является задача.

Алгоритмы же которые будут найдены при адекватном решении поставленных задач, вынужденно будут иметь такой вид, который требуется при решении интеллектуальных задач.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики