Фэндом

Виртуальная лаборатория

Ситуационный центр

204 622статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться
1331668161 479039 30.jpg

Другой мир возможен! (С)НГ

3b.jpg

Аудиовизуальный комплекс виртуальных экскурсий

Из всех органов чувств человека наиболее информативным является зрение. Многочисленные данные исследований утверждают, что в среднем более 90% (от 82 до 98% по разным источникам) информации об окружающем мире мы получаем через зрительный канал. При этом отмечается, что восприятие и анализ этой информации осуществляется очень быстро, а количество ошибок при восприятии значительно меньше, по сравнению с другими способами получения информации самим человеком.

Этот факт (на качественном уровне) человеку был известен очень давно. Поэтому с самого начала своей преобразовательной деятельности человечество старалось использовать доступные ему методы и способы представить результаты своей деятельности в образах, удобных и понятных для восприятия, анализа и оценки.

Например, известно, что еще за 4000 лет до нашей эры строители египетских пирамид создавали масштабные модели своих сооружений с целью отработки методики их строительства. Около 400-х сот лет назад ни один достаточно крупный корабль уже старались не спускать на воду без всесторонних испытаний его масштабного аналога. В настоящее время методы физического моделирования (макеты районов городской застройки, облик перспективных транспортных средств и т.д. и т.п.), несмотря на всю их затратность и неполную адекватость, продолжают достаточно широко использоваться на практике.

Современные компьютерные технологии предоставляют широчайшие возможности по виртуальному (нефизическому) визуальному моделированию в реальном времени практически любой формы деятельности человека как на макро, так и на микро уровне.

Наиболее совершенным аппаратно-программным инструментом для решения задач подобного рода является так называемый «Ситуационный Центр» - СЦ ( он же Визионариум, Ситуационная комната, Система поддержки принятия решений, Центр оперативного управления и т.д.).

Немного истории. Первый СЦ для высших лиц государства был создан под руководством профессора Бира в США в конце 1970-х годов.

Прообразом первых СЦ в России стал оперативный штаб по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году.

В конце 1992 года в Администрации Президента была введена в строй первая Ситуационная комната (СК) имевшая программно-аппаратные средства групповой поддержки решений - функциональные клавиатуры и специальное отечественное программное обеспечение. На СК анализировались специальные президентские программы, качественно оценивались ряд проектов: варианты скоростной ЖД магистрали Москва - С.Петербург - западный вариант и восточный, анализировались варианты размещения армейских контингентов из стран Восточного договора и ряд других, в конце существования СК был проведен групповой сравнительный анализ вариантов решения чеченского кризиса, в конце 1994г. СК была демонтирована.

В феврале 1996 года введен в строй СЦ в Резиденции Президента РФ.

В 1998 году началось создание СЦ при Правительстве РФ.

В 2000 году начались работы по созданию СЦ для губернаторов ряда краев и областей.

Главное предназначение СЦ – обеспечивать лицо, принимающее решение, необходимой информацией для точного восприятия и оценки сложившейся обстановки, а также для интеллектуальной поддержки процесса принятия решения на базе современных информационных технологий.

Компоненты Ситуационного Центра[1] Править

1 .Главный компонент ситуационного центра - коллективная система отображения информации - "видео-стена": большой экран высокого разрешения, конструктивно выполненный в виде набора проекционных видеокубов или широкого экрана, засвечиваемого несколькими проекторами.

2. Система сбора и распределения видео информации на этой видео-стене - контроллер видеостены и коммутатор входных сигналов.

3. Информационный центр, состоящий из множества рабочих мест операторов с мощным сервером-вычислителем и сервером хранилищем информации, информацию из которого отображает видео стена.

4. Система телеконференц-связи с удаленными операторами и вычислительными центрами

Электронный стратегический театр[2] Править

Электронный стратегический театр (ЭСТ) - это человеко-машинная среда поддержки проведения организационно-мыследеятельностных деловых игр (ОМДИ) по игротехническим сценариям и методологическим критериям в специальной электронной студии для решения слабоструктурированных проблемных ситуаций в условиях нестабильности [ 1 ].

Принятие решений в этих условиях на основе ЭСТ представляет собой игротехнически организованный анализ проблем привлеченными экспертами в условиях оснащѐнности инновационными программно-аппаратными средствами группового взаимодействия на общем экране [ 2 ].

Разработан опытный образец сетевой версии программного обеспечения для групповой поддержки студийных технологий ЭСТ с эргодизайнерским интерфейсом и отдельными рабочими местами режиссера и игротехника сеанса, а также электронный стол группового взаимодействия на экране коллективного пользования.

используются отдельные модули поддержки процесса анализа ситуации в ЭСТ. Они ориентированы на различного типа доминантные способы восприятия ситуации: от левополушарного, т.н. алгебраического, до правополушарного – образно-креативного. Синтезирующий способ состоит в том, что образное представление проблемной ситуации синтезировано на экране с его аналитической оценкой.

Когнитивный центр Править

ИПМ РАН когнит центр.gif

Когнитивный центр Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН

Когнитивный центр - это следующая ступень развития ситуационных центров. Его целью является увеличение сложности аппарата управления для преодоления ограничения сложности по Эшби (многообразие управляющей системы не может быть меньше многообразия управляемой системы [3]). Это достигается метасистемным переходом лиц принимающих решения, необходимым усложнением и детализацией понятийного аппарата, за счет игрового моделирования проблемных ситуаций, выхода из формальных должностных ролей, проигрывания различных сценариев с помощью вычислительного эксперимента. Если в ситуационном центре происходит формирование ответных реакций на внешние воздействия, то в когнитивном центре (помимо этого) происходит моделирование, стратегическое прогнозирование и конструирование будущего. Построение моделей эффективного взаимодействия субъектов управления для обеспечения решений конкретных управленческих задач, см. рис.

Продукт ситуационного центра - решение.

Продукт когнитивного центра - администратор, который имеет адекватную модель системы + коммуникация администраторов, т.е. группа администраторов, которые договорились и имеют адекватную модель системы.

Библиография Править

1. Анисимов О.С., Ефремов В.А., Жирков О.А. Электронный деловой театр – интерактивно-аналитическая среда групповой поддержки решений. // // Сб. статей Всеросс. конф. с междун. участием «Рефлексивный театр ситуационного центра» (РТСЦ-2007) // Омск: Омский гос. ин-т сервиса, 2007.

2. Жирков О.А. Электронный деловой театр для обучения коллективному принятию решений в условиях неопределенности. Конгресс «Информационные технологии в образовании» XVI Международная конференция – выставка «ИТО-2006».

3. Жирков О.А., Курносов Ю.В., Полуденный Н.Н. Интерактивно-аналитическая среда групповой поддержки разработки управленческих решений. Федеральное агентство по образованию, Отраслевой фонд алгоритмов и программ. Свидетельство об отраслевой регистрации разработки 9658, Инв. № 50200800031 Код ВНТИЦ 303024050320. От 21.12.2007.

4. Анисимов О.С. Развивающие игры. Изотехника. Методология. В 2-х томах, М., 2006. 104

5. Анисимов О.С. Принятие управленческих решений: Методология и технология. М.2004, ФГОУ РосАКО АПК, 503 стр.

6. Анисимов О.С. Стратегическое мышление. Модельные сюжеты. Выпуск 1-13, М., 2009-2010.

7. Анисимов О.С. Стратегическое управление и государственное мышление. М.,2006;

8. Дородницин А.А. Информатика: предмет и задачи. – В сб. Кибернетика. М., Наука, 1996. Стр. 22-28.

9. Анисимов О.А. Методология и технологические формы мышления. М., 2009.

10. Амелин И.В., Жирков О.А. И.В. Амелин, О.А. Жирков. Применение метода анализа иерархий для прогнозирования рейтингов лидеров партий и общественных движений. Сб. статей конф. кафедры политологии под ред. д.э.н., проф. О. Шаброва., М.: РАГС, 2004.

11. Анисимов О.А. Мышление стратега: модельные сюжеты. Вып.12. Технологизация игротехника и мыслетехника. М., 2010.

12. Анисимов О.С. Основы метасемантики. М., 2007 т. 1 и 2.

13. Анисимов О.С. Цивилизационная безопасность: сущность и становление. М., 2008.

14. Анисимов О.С. Высшая форма профессионализма государственного мышления. М., 2006.

Рефлексивный театр ситуационного центра Править

Суть, модель, задачи, контингент участников, прогр-технич база и т.д. Править

Каноны конференции «Рефлексивный театр ситуационного центра» (РТСЦ), Омск (2007, 2008 гг):

  1. Основы технологии рефлексивного театра ситуационного центра
  2. Студия рефлексивного театра (авторские театрализованные представления, презентации, видеопродукция любительские кинофильмы, видеомонтаж, компьютерная графика)
  3. Особенности применения технологии рефлексивного театра ситуационного центра для преподавания различных дисциплин (информатика, математика, экономика, психология, медицина).

См. также Править

Ссылки Править

  1. Группа Джей Си
  2. КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ: / Анисимов О.С., Берс А.А., Жирков О.А. и др. /Под науч. ред. В.А.Филимонова/ Омск: ООО «Информационно-технологический центр», 2010.- 152 с.: ил. ISBN 978-5-904409-04-3
  3. Бир С. Мозг фирмы // URSS, 2005.

Также на Фэндоме

Случайная вики