Фэндом

Виртуальная лаборатория

Смысл

204 619статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение4 Поделиться

Мы никогда не придем к желаемому смыслу, если будем декларировать его как цель. Хиценко В.Е.
«Придавая смысл любому явлению, мы тем самым уже включаем это явление в свой жизненный мир».

Смысл, согласно Луману, – это схема, обеспечивающая продолжение коммуникаций и переживаний

1273682651.gif

"Смысловорот": новые Мотивы рождаются в недрах нарастающего Опыта, а новые компетенции подвластны развивающимся Мотивам.

Смысл_триадичность Смыслнеразрывное единство мотивов и опытов акторов.

См. также Смысл жизни

Диполь смысла.gif

Диполь смысла

Круговорот смысла.gif

Коловорот смыслов

Триада целостность.gif

По Н. Луману[1] Править

Смысл - механизм интеграции коммуникаций в систему, их подсоединение друг к другу. К самым известным смыслам, кодирующим или распределяющим коммуникации по позитивным и негативным значениями, относятся: истина в научной системе, деньги в экономической системе, любовь в системе интимных коммуникаций, etc.

В самом общем смысле понятие смысла в коммуникации (и в переживаниях сознания) может определяться как различность между актуальной и потенциальной коммуникациями (в сознании — между данным и будущим возможным опытом); или другими словами, между тем, что индицировано в данный момент (внутренняя сторона), и тем, что может подсоединиться — оказаться опытом сознания или содержанием коммуникации в следующий момент, т.е. стать осмысленным продолжением в контексте прошлого и будущего.

Осмысленность невозможно мыслить иначе, как коннективность.

Итак, поскольку так понятые смысловые механизмы оказываются предпосылками селекции и принятия коммуникации, то обращение именно к семиотике может дать более конкретное определение смысла коммуникации как коннективности.

С точки зрения семиотики именно означаемое может мыслиться как смысл. Под означаемым мы, собственно, понимаем то основание, предпосылку или причину, почему одно означающее подсоединяется к другому. Смысл означающего всегда сопровождает это означающее как его другая сторона. Но он не способен подсоединиться к означающему - к произнесенным звукам или написанным буквам, к словам или предложениям. Другими словами, смысл или означаемое - это всегда объяснение (в свою очередь возможное лишь в форме означающего) того, почему одно означающее потребовало другого; того, почему некоторые означающие существуют в виде кластеров.

Таким_обшзом, смысл в семиотике выступает в качестве механизма связи знаков (или означающего) друг с другом. Смысл воплощает символическую природу знака.

[2]Медиум смысл, который при каждом его коммуникативном использовании порождает новые возможности, трансформирует то, что уже должно быть предпослано в качестве общества. Другую возможность доступа предлагает математика самореференциальных систем . Если общественная система не только порождает дифференцию системы и внешнего мира, но, кроме того, и ориентируется на нее, то перед нами случай «повторного входа» формы в форму (некоторого различения в это различение), который вводит систему в состояние «неразрешимой неопределенности».

Это, конечно же, не является аргументом, доказывающим теорию общества, но ведь и недоступность общества, т. е. сбой в функционировании операций, которые воспроизводят общество, можно констатировать с эмпирической однозначностью. Здесь в качестве компенсации возводятся воображаемые конструкции единства системы, которые делают возможным вступать в коммуникацию пусть и не с обществом, но, по крайней мере – по поводу общества. Подобные конструкции мы будем называть «самоописаниями» системы общества.

Западноевропейская традиция требует понимать самоописания как познание. Это предполагает, что познающий субъект и познанный объект могут быть различены и отделены друг от друга; что познание подчиняется особым правилам, которые препятствуют тому, чтобы на нем как-то сказывались своеобычность и предрассудки отдельных субъектов; и что объект (в нашем случае – общество) не меняется благодаря тому, что он познается. Познание ищет интерсубъективной достоверности на стороне субъекта и предполагает наличие стабильных объектов.

  1. Антоновский А.Ю. Никлас Луман: эпистемологическое введение в теорию социальных систем [Текст] / А.Ю. Антоновский ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М.: ИФ-РАН, 2007. - 135 с.; ISBN 978-5-9540-0072-6.
  2. Никлас Луман. Самоописания

К топологии смыслов Править

Рубанов ВА тетраэдр.png

Проекция пространства универсальных смыслов на грани тетраэдра (из "СЕМАНТИЧЕСКАЯ ТОПОЛОГИЯ: ИДЕЯ И ВОЗМОЖНОСТИ" Рубанов В.А.

Наиболее подходящим для работы в смысловом континууме представляется достаточно развитый и наглядный инструментарий дуального математического метода многогранников Вороного и симплексов Делоне [1]. На его основе могут быть составлены конечные наборы смысловых понятий, содержащих различное число элементов и наделенных математическими групповыми свойствами в наглядном трехмерном эвклидовом пространстве. Смысловые окрестности образуются соседними по местоположению понятиями, ассоциативная близость которых «застыла» в фигурах речи естественного языка.

Для организации таких конечных смысловых наборов постулируются два базовых требования. Первое требование обращено к семантической интуиции носителя естественного языка и его способности к определению смысловой равномощности выделяемых понятий (например, по количеству известных взаимоотношений с другими понятиями из словарного набора корпуса выбранного естественного языка). Охватывающая группа набора понятий может содержать подгруппы, внутри которых также уместно соображение равномощности. Поэтому конечный набор может состоять из поднаборов различных по смысловой мощности наборов понятий. Второе требование носит больше метафизический характер. Исторически оно соотносится с опытом средневековых мастеров так называемой мнемоники – искусства расстановки системы образов по системе мест. Существенное значение имеет и

следование принципу искусства риторики, уходящего корнями к временам Аристотеля, а затем и Луллия: набора выбранных для определенных целей смысловых понятий должно хватить для целостного описания сущности мира, создания его герменевтичной картины.

Данное требование даёт возможность конструктивно ощутить смысловую мощность используемых понятий: наиболее обобщенное описание целостности может быть достигнуто путем применения меньшего числа более мощных понятий. Важно при этом сохранение целостности объекта отображения и достижение смысловой гармонии избираемых для этого понятий, образующих определенную математическую группу.

Рубанов ВА Топол понятий.png

Пример топологического определения универсальных понятий (из "СЕМАНТИЧЕСКАЯ ТОПОЛОГИЯ: ИДЕЯ И ВОЗМОЖНОСТИ" Рубанов В.А.

Рубанов ВА развертка тетраэдра.png

Развертка проекции пространства универсальных смыслов, реализующего принцип семантической симметрии (из "СЕМАНТИЧЕСКАЯ ТОПОЛОГИЯ: ИДЕЯ И ВОЗМОЖНОСТИ" Рубанов В.А.

Расширение словаря такого смыслового метаязыка простым увеличением количества элементов в конечных наборах приводит к понижению смысловой мощности элементов, входящих в состав большего смыслового набора. Так, РЕАЛЬНОСТЬ и ЯЗЫК составляют замкнутую пару фундаментальных смыслов – наиболее популярных. Окружающий нас мир есть РЕАЛЬНОСТЬ, а ее идеальное отражение – ЯЗЫК [2]. Это означает, что РЕАЛЬНОСТЬ отображается и реконструируется в ЯЗЫКЕ, а выраженные в ЯЗЫКЕ мысли могут воплощаться в РЕАЛЬНОСТИ. Размещение этой смысловой пары в трехмерном пространстве приводит к необходимости ее расщепления на понятия меньшей степени общности. Минимально возможным образом данная пара может быть представлена в виде симплициального клеточного комплекса дуальных тетраэдров. В этом случае окрестностью смыслового понятия РЕАЛЬНОСТЬ является триада РАЗУМ-ЗНАНИЕ-СОЗНАНИЕ. Совместно они образуют 4 грани тетраэдра. Данный комплекс выражает факт существования РЕАЛЬНОСТИ при наличии воспринимающего ее РАЗУМА, постигающего ее в виде ЗНАНИЯ, обмен которыми в процессе коммуникаций приводит к формированию СОЗНАНИЯ. Очевидно, что все четыре смысловых понятия сосуществуют только в неразрывной связи и представляют собой определенную математическую группу.

  1. Можно поставить в соответствие некоторому набору смысловых понятий набор сфер разного радиуса. Эти сферы могут прилипать друг к другу, могут проникать вовнутрь, образуя таким образом сложные агрегаты, и каждая вновь образованная граница между разными объемами в виде граней, кривых и точек-полюсов снабжается своим пограничным смысловым значением. Таким образом несколько смысловых понятий могут сводиться к меньшему числу понятий, и наоборот: одно смысловое понятие может рассеиваться на несколько смысловых понятий по правилам геометрических преобразований. Каждое понятие обретает свой геометрический образ в виде точки-полюса, отрезка кривой, кусочка поверхности или целостного объема (мы пока не рассматриваем ленту Мёбиуса, проективную плоскость или бутылку Клейна; точки-полюса также конечны – в них сходятся конечное число кривых и поверхностей или объемов исходных сфер). Как видим, мы повторяем струнную и бранную логику физической теории суперструн. Такую процедуру математического смыслообразования авторы назвали пузырьковой логикой. Идеальным объектом для демонстрации такого рода смысловых метаморфоз является множество правильных и полуправильных многогранников. Что характерно: сглаживая смысловую сингулярность многогранника заменой вершин-полюсов на плоские грани, мы приходим к дуальному многограннику, в котором вершины-сингулярности, в свою очередь, возникли из граней первоначального многогранника. Если сингулярности считать неразвернутыми какими-то смысловыми сущностями, то сумма неразвернутых смысловых сущностей-вершин обоих дуальных многогранников равна сумме обозначенных граней тех же многогранников, что следует из теоремы Эйлера и наводит на мысль некоторой смысловой развертки средствами граней вершин-полюсов, и второе: полноценным объектом можно считать всегда комплекс дуальных многогранников. Если мы попробуем чуть-чуть сточить вершинки, то от правильных многогранников придем к полуправильным многогранникам, количество вершин-сингулярностей в которых только возрастет. То есть, чем больше многогранник приближается по своим симметриям к сфере, тем большим количеством особенностей он обладает.
  2. Язык и мир – две противоположные центральные философские концепции Л. Витгенштейна. Мир состоит из независимых элементарных фактов – существующих свидетелей события – из которых выстроены более сложные факты. Язык состоит из атомных и более сложных чешуек, фраз, которые освещают эти факты под зонтиком тех самых «логических форм». Мысли, выраженные в языке, «иллюстрируют» эти факты. О чем нельзя говорить – о том нужно молчать: L. Wittgenstein. Tractatus Logico-Philosophicus // Philosophical Investigations. M.: Gnosis, 1994

См. также Править

Также на Фэндоме

Случайная вики