ФЭНДОМ

Общее линейное пространство Править

Пусть  E, \, L линейные пространства, а  E^*, \, L^* сопряженные линейные пространства (пространства линейных функционалов, определенных на  E, \, L ). Тогда для любого линейного оператора A: E \to L и любого линейного функционала  g \in L^* определён линейный функционал  f \in E^* — суперпозиция  g и A:  f(x)=g(A(x)). Отображение  f\mapsto g называется сопряженным линейным оператором и обозначается  A^*:L^* \to E^* .

Если кратко, то  (A^*g, x) = (g, Ax), где  (g, x) — действие функционала  g на вектор  x.

Топологическое линейное пространство Править

Пусть  E, \, L топологические линейные пространства, а  E^*, \, L^* — сопряженные топологические линейные пространства (пространства непрерывных линейных функционалов, определенных на  E, \, L ). Для любого непрерывного линейного оператора A: E \to L и любого непрерывного линейного функционала  g \in L^* определён непрерывный линейный функционал  f \in E^* — суперпозиция  g и A:  f(x)=g(A(x)). Нетрудно проверить, что отображение  g\mapsto f линейно и непрерывно. Оно называется сопряженным оператором и обозначается также  A^*:L^* \to E^* .

Гильбертово пространство Править

В Гильбертовом пространстве  H теорема Рисса дает отождествление пространства со своим сопряженным, поэтому для оператора A: H \to H равенство  (Ax, y) = (x, A^*y) определяет сопряженный оператор A^*: H \to H. Здесь  (x, y) — скалярное произведение в пространстве  H.

Литература Править

Шефер Х., Топологические векторные пространства. — М.: Мир, 1971.

См. также Править

Самосопряжённый оператор

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики