Фэндом

Виртуальная лаборатория

Социология планетонавтики

204 619статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение1 Поделиться
Основная статья: Планетонавтика

Цель исследования – обеспечение социокультурной устойчивости автономных планетных поселений путем оптимизации баланса управления и самоорганизации.

Объекты исследования:

Предмет исследования:

  • типология моделей жизнедеятельности (стратегий и сценариев) автономных планетных поселений;
  • механизмы становления смыслов и самоорганизации автономных планетных поселений;
  • взаимоотношения землян с субъектами космической деятельности (поселенцами);
  • взаимосвязь социокультуры автономных поселений с когнитивной архитектурой автономных поселений;
  • формирование и воплощение градостроительных концепций (урбанизм автономных поселений)...

Особенности дисциплины:

  • объект исследования еще не сформировался, а наука cоциологии планетонавтики уже создается (опережающее проектирование \отражение\, футуродизайн),
  • .....

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И СОКРАЩЕНИЯ Править

Аван-проектЧС) – сценарный план (фабула) переживания чрезвычайной ситуации.

Автокоммуникация – процесс коммуникации, содержание которого предназначено для «внутреннего пользования», т.е. для узкого круга лиц, имеющих отношение к теме или предмету взаимодействия.

Автономия – выборочное восприятие внешней среды, отсутствие влияния входных воздействий.

Автономная группа – социальная группа, действующая в условиях выборочного восприятия внешней среды, отсутствия внешнего управления.

Автономное поселение (АП) - среда становления автономной группы в условиях внеземного базирования (планеты солнечной системы, астероиды, поселения подземного базирования...). Ср. с Обитель

Автопоэзис – производство системы посредством неё самой; это включает воспроизводство своих границ, а значит, и своей целостности.

Адаптивная система (АС) – замкнутая изолированная социальная группа, обладающая совокупностью смыслов и соответствующих им социальных, морально-этических и культурных отношений, которые совместно подлежат сохранению в условиях чрезвычайной ситуации как значимые факторы жизнедеятельности участников группы.

Активность – понятие, означающее в широком смысле атрибутивное свойство человека как живого существа, осуществляющего взаимодействие с миром (энергетическое и информационное), а в узком – способ сознательного конструирования человеческой жизни. Активность подразделяется на адаптивную (жизнедеятельность) и адаптирующую (деятельность), «внешнюю» (поведение) и «внутреннюю» (психика), досознательную (психофизическая активность), сознательную (деятельность) и бессознательную.

Акторы – это индивидуумы, множества которых образуются, поддерживаются и распадаются при участии самих индивидуумов. Актор движим собственными мотивами и обладает для этого соответствующим опытом (компетенции), владеет исчислением смыслов.

Альянс – партнерство акторов, основанное на превентивном распознавании и поиске решения социально значимых проблем.

Асаби’я – способность группы к самоорганизации, жертвуя индивидуальными преимуществами ради общего блага.

Взаиморефлексия – рефлексивное отображение субъектами (наблюдатель, актор) внутренних состояний и поведения друг друга.

Виртуальная страта – идеальная модель солидарности, определяющая возможные варианты будущей стабильности; это такая социальная организованность, в которой определенная доля ожиданий может быть отложена без немедленного возникновения депривации.

Гарант-проектпроект выхода из критической ситуации при минимальном социальном риске.

Гипофория (смыслов) – состояние массовой тревожности (фрустрации) и потери смысла жизни. Предваряется дисфорией – проявлением признаков ненормального состояния (аномалий).

Депривация относительная – психологическое ощущение разрыва между ожиданием и действительностью.

Дискурс – процесс взаимообмена аргументированными представлениями между социальными субъектами, располагающими собственными идеальными картинами мира или программами деятельности.

Жизнедеятельность – понятие, обозначающее в широком смысле вос_производство жизни, а в узком значении – деятельность человека по воспроизводству и преобразованию собственной жизни в соответствии с объективными и субъективными факторами его развития.

Жизненное ориентирование – система идеального конструирования жизни, определяющая практические установки личности и направляющая ее реальное поведение. Включает в себя три основных компонента (подсистемы): стратегическое или перспективное ориентирование (от настоящего к будущему), оперативное или текущее ориентирование (от прошлого и будущего к настоящему) и ретроспективное ориентирование (от настоящего к прошлому).

Жизненный мир (в феноменологии) – мир непосредственной коммуникации, охватывающей систему донаучных и неотрефлексированных значений человека о повседневной жизни. Он представляет собой целостную структуру человеческой практики, определяющую горизонт всех мыслимых и немыслимых целей и проектов.

Жизнеобеспечениеинституциональная форма реализации стратегий жизненного благополучия; способ жизнедеятельности, характеризующийся референтной (т.е. соотносящейся с ожидаемыми или общепринятыми представлениями) направленностью личности на приобретение и использование различных жизненных благ, необходимых ей для ощущения полноценной и счастливой жизни.

Жизнь – в широком смысле способ существования и развития человека в природе и обществе; в узком смысле (жизненный мир) – сфера сознательной активности человека, направленная на преобразование условий его жизнедеятельности, на конструирование предметных и символических миров.

ЖСЧС – жизненная стратегия в чрезвычайной ситуации.

Замкнутость операциональная – избирательное восприятие каких-то сигналов из среды для запуска рекурсий, итогом которых является собственное поведение системы; отделенность системы от среды в смысле независимости итога ее рекурсивного развития и структурной адаптации от внешних воздействий. Операциональная замкнутость – это системное свойство, при котором поведение системы определяется сетью процессов, действие которых невидимо за пределами этой сети .

Защищенность – гарантия предотвращенности социальных рисков.

Идентификация стратегии – механизм распознания личностью собственных стратегических установок, ориентации или принятия общегрупповой стратегии референтной группы, асабии.

Интерсубъективность – 1. Способ согласования индивидуальных и коллективных представлений людей о жизненном мире, выработки и реализации совместных решений; 2. Форма коммуникации, ориентированная на достижение взаимопонимания.

Информациязапомненный выбор одного варианта из нескольких возможных и равноправных сообщений.

Качество жизни (КЖизни) – комплексный параметр, включает в себя как объективные характеристики условий, средств и процессов жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека, так и субъективные индикаторы, раскрывающие его личностное благополучие, удовлетворенность полнотой раскрытия своего потенциала в различных сферах и обстоятельствах жизни.

Коммуникация – механизм идентификации виртуальных страт. Коммуникация возникает лишь благодаря различению информации и сообщения, а также пониманию этого различия. Структурами коммуникации являются ожидания. В результате “циркулярного отношения” коммуникации к коммуникации образуется «порядок» как итог рождения так называемого “собственного поведения” системы.

Коучинг – методика раскрытия потенциала личности для максимизации собственной производительности и эффективности, метод повышения эффективности взаимодействия с людьми, способ мышления, способ бытия.

Критическая ситуацияситуация, порождающая социальный риск. Четыре ключевых понятия, которыми можно описать критические жизненные ситуации, требующие от человека различной внутренней работы: стресс, фрустрация, конфликт и кризис .

Культура жизни – обобщенная характеристика способа жизнедеятельности личности, выражающая степень ее целостности и «оснащенности» средствами конструирования и регуляции (ценностями, нормами, принципами, целями, смыслами и символическими представлениями, моделями и т.д.). В качестве показателей и критериев культуры жизни могут выступать продуктивность (результативность), реалистичность (соответствие фактического поведения перспективным ориентациям, мотивам) и технологичность (уровень технологизации, компетенции).

Локальность – своеобразные «сгустки социальности», которые на общем фоне выделяются повышенной плотностью локальных социальных связей; относительно общими «правилами игры» и отграничиваются друг от друга смысловыми границами, за которыми начинается «чужое», «их», нередко – «враждебное» и «опасное». Ср. с Асабия, Иное.

Модели (формы) реализации стратегий – идеально-типические конструкции, создаваемые людьми с целью более эффективного обеспечения соответствующих жизненных стратегий адекватными средствами реализации; конкретные способы осуществления жизненных стратегий, сложившиеся в результате естественно-исторической эволюции совместных форм жизни и деятельности людей. Существуют два основных и универсальных типа моделей: интерактивные (конфликтные и согласительные) и инструментальные (референтные и самореферентные). Наряду с ними в системе жизнедеятельности личности используются специфические модели и модели, выделяемые по степени рациональности («искусственности»).

Мотив – совокупность идеалов, ценностей и хотений акторов.

Несчастный случай – внезапное и вредное разовое воздействие внешней силы на организм человека при отсутствии умысла со стороны пострадавшего.

Обеспечение безопасности социальных субъектов – это обеспечение способности социальных субъектов к социальному воспроизводству и развитию (неснижению качества жизни) в условиях динамично изменяющейся среды, а также защищенности их проектов жизнедеятельности и развития.

Обеспечение национальной безопасности – это обеспечение способности граждан и общества к совместному социальному воспроизводству и развитию (неснижению качества жизни) в условиях динамично изменяющейся среды, а также защищенность стратегических и обеспечивающих национальных проектов.

Обитатель – субъект, осуществляющий жизнедеятельность в обители. В силу обстоятельств, обитатель лишен возможности выбора граничных и начальных условий жизнедеятельности.

Обитель – замкнутая среда жизнедеятельности, в которой необходимо обеспечение безопасности социальных субъектов. В зависимости от начальных причин, обитель можно рассматривать по термодинамической аналогии как изолированную систему (обмен любыми ресурсами с внешней средой абсолютно невозможен) или «систему с полупроницаемой границей» (обмен некоторыми ресурсами с внешней средой частично возможен).

Общество (социокультуросфера, социум) – самореферентная система, базирующаяся на смысловой коммуникации акторов и закрытая относительно смыслового содержания коммуникаций, т.е. семантически замкнутая, автопоэзийная система.

Объективация – процесс и результат превращения (преобразования) феноменов субъективной реальности в объективную идеальность, доступную восприятию (наблюдению, пониманию) других участников взаимодействия.

Объективизация (жизненного процесса) – процесс и механизм преобразования объективной идеальности в объективную реальность человеческой жизни.

Опыт – устойчивый воспроизводимый способ (технология) преобразования мотивов.

Переживание – борьба против социального риска.

Преобразованиеключевой элемент проекта жизнедеятельности.

Принудительная опасность – опасность, которая вводится помимо желания людей, принудительно. Примеры принудительных опасностей – аварии промышленных предприятий для населения.

Проблема – единовременное действие двух противоречий-антитез: к одному и тому же опыту предъявляются два взаимоисключающих требования со стороны конкурирующих мотивов.

Проект жизнедеятельностипроект как система преобразований в целях неснижения качества жизни.

Проект социальный – процесс и цель проектной деятельности как вида социального творчества. Основной конечной стратегической целью социального проекта является создание устойчивой социокультурной среды с неотрицательной динамикой качества жизни с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп.

Самообращенная ситуация – система, где наблюдатель не может быть отделен от объекта наблюдения.

Самореферентность (по уровню сложности – выше собственного поведения) – процесс субъективного сопоставления внешнего мира с внутренними аналогами, как семантически замкнутая петля построения собственного смысла наблюдаемых явлений.

Синергетика – наука о согласованном взаимодействии частей в их противостоянии диссипативному разрушению, о взаимодействии, приводящем к самопроизвольному возникновению системных эффектов пространственного и/или временного характера .

Смысл – неразрывное единство мотивов и опытов акторов. «Придавая смысл любому явлению, мы тем самым уже включаем это явление в свой жизненный мир». См. также Смысл жизни

Смысл жизни – целостное представление человека о сущностном содержании, предназначении и фундаментальных основаниях жизни, устанавливающее приоритет его жизненных ценностей, принципов и целей.См. также Смысл

Смысложизненные ориентации – совокупность личностных ориентаций, определяющих смысловое и символически обобщенное содержание жизни на различных этапах ее осуществления.

Социализация – процесс освоения личностью культурного достояния данной социальной группы или общества. Он находит свое выражение в конкретных механизмах, опосредующих и регулирующих взаимодействие (взаимопроникновение) между личной (субъективно-значимой) сферой и культурой. Осуществляется при помощи процедур типизации и индивидуализации. Ср. с Асабией.

Социальная адаптация – процесс и результат активного приспособления субъекта (индивида, группы) жизненного процесса к условиям постоянно изменяющейся социальной среды. Подразделяется на два взаимосвязанных процесса – адаптивную деятельность и адаптирующую активность.

Социальная инновация – процессы и механизмы, связанные с целенаправленным изменением социальных форм жизнедеятельности, созданием новых или преобразованием уже существующих социальных условий жизни.

Социально значимая цель – равнозначимая для обитателей цель, сулящая им неснижение качества жизни.

Социальное проектное прогнозирование (СПП) – социальная научно обоснованная технология, ориентированная на выработку и выбор вариантных образцов решений социально значимых проблем, связанных, в частности, с обеспечением безопасности социальных субъектов. Ср. с Футуродизайн

Социальные последствия ЧС – учитываются далеко идущие последствия ЧС, пронизывающие глубинные социальные слои/страты.

Социальный риск – вероятность потери (снижения) исходного уровня качества жизни, возникновения соответствующего дефицита смысла(ов) жизни человека . Социальный риск – риск потери смысла жизни, чувства социальности; состояние невозможности жить, это в каком-то смысле борьба против смерти внутри жизни.

Социальный фрагмент – это онтолого-гносеологическая теоретическая модель трех взаимосвязанных иерархических уровней, а именно: уровня принципов, законов и социальных явлений. Ср. с Виртуальная страта.

Социетальность – способ/форма самоидентификации человека. Синоним- Социальность

Социокультурное проектирование – специфическая социальная технология, предназначенная для решения проблем в условиях максимальной неопределенности задач и многофакторности их возможных решений. Ведется на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью.

Стратегический выбор – исходный этап процесса формирования жиз-ненных стратегий, предполагающий рефлексивное отношение личности к предыдущему жизненному опыту, отбор и выбраковку имеющихся образцов стратегического ориентирования и построение новой стратегии жизни с учетом конкретных условий жизни; определение личностью своей стратегической позиции. Включает в себя несколько этапов: преображение, переосмысление, переоценивание переориентацию жизни.

Стратегическое поведение – реальное поведение личности, детерминированное системой ее жизненных стратегий (перспективных ориентации).

Стратегия жизни – динамическая система перспективного ориентирования личности, направленная на сознательное изменение своей будущей жизни в данном социокультурном контексте. Она направляет и регулирует его поведение в течение длительного времени. Включает в себя, как правило, надситуативные и интегративные установки (ориентации) человека и соответствующие им поведенческие технологии.

Субкультура (жизнедеятельности в условиях ЧС) – с т.зр. выработки и реализации нетипичной для «мирной жизни» жизненной стратегии, основанной на адаптированной к ЧС семантической модели жизнедеятельности.

Субъективация – процесс и результат преобразования объективной ре-альности (предметных форм, социальных фактов, событий, поведения других людей и пр.) в субъективную идеальность (индивидуальные знания, чувства, эмоциональные состояния и т.д.).

Субъективизация – процесс и механизм преобразования субъективной идеальности в субъективную реальность человеческой жизни.

Субъективная идеальность (жизни) – мир чувств, переживаний и личностных представлений человека, отображающих в символической форме жизненную реальность.

Субъективная реальность (жизни) – сознательное состояние индивиду-ального поведения человека.

Сценарий жизни – способ структурирования субъектом времени своей жизни. Это – своеобразный экран, на котором человек воспроизводит или конструирует различные сцены своей жизни.

Типизация – механизм адаптации жизненной стратегии личности к условиям социокультурной среды или к требованиям референтной группы (в т.ч. асабии).

Толерантность – признание и следование праву на существование автопоэзиса.

Триада – минимально необходимая для проблематизации размерность социальной группы. В формате триады акторы раскрываются в отношениях: целостности, дополнительности, семантической суверенности, соподчиненно-сти и изоморфизма.

Цели (жизненные) – определяемые на ближайшую или долговременную перспективу конкретные пути и способы достижения ожидаемого качества жизни (будущего как Ожидаемого).

Ценности (жизненные)система основополагающих идей, убеждений и представлений личности о полноценной и продуктивной жизни, сформированных под влиянием культурных традиций, образцов и идеалов общества; совокупность представлений личности о значимых (предпочтительных, желательных и пр.) для нее параметрах или фрагментах жизни.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – посягательство на смыслы, социальную идентичность человека, разрыв его «сети ожиданий». Как частный случай ЧС понимается и стадия становления жизнедеятельности землян на объектах Солнечной системы и в недрах Земли.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) (для обитателя) – критическая ситуация, в которой обитатель не имеет возможности повлиять ни на начальные, ни на ее граничные условия.

Экзистенциальное творчество жизни – стратегия и практика личности, ориентированной в своем творчестве на внутренние процессы собственной жизни (на созидание жизненного мира внутри себя и для себя) и склонной по своему характеру к самоуглублению и саморефлексии.

Эмоциональный интеллектпонимание своих эмоций и своих скрытых мотивов для эффективного взаимодействия с окружающим миром. Ср. с Коучинг.

Ключевая проблема дисциплины Править

Парц проблема.gif

к морфологическому анализу проблемы

Проблема Тотальная неопределенность (риска потери смысла жизни, утраты социальности и самоидентичности) в условиях АП

Влияет на:

И это влияние состоит в том, что:

  • Будучи лишенным возможности выбора начальных и граничных условий, обитатель теряет управление над собственной судьбой, парализуется его воля и снижается потенциал жизнестойкости.
  • Внешнее общество вынуждено действовать почти вслепую, наугад, не рассчитывая на встречное подспорье со стороны обитателей (по умолчанию, им отводится роль пассивно бездействующих).

Успешным будет такое решение, которое позволит добиться:

  • некритичного снижения качества жизни (КЖизни), сохранения и приращения смыслов жизни обитателей,
  • образуется баланс управления и самоорганизации: обитатели не останутся пассивно ожидающими помощи извне, а будут иметь возможность активно искать и применять конструктивные решения для согласованного взаимодействия с ними (в меру доступных при данных обстоятельствах возможностей/ресурсов),
  • мобилизуется эмоционально-интуитивный интеллект субъектов АП.

Теоретико-методологические основания исследования Править

Учебно-методический план спецкурса "Жизненные стратегии автономных социальных групп" Править

Общий курс: "Проектное прогнозирование социальных систем"

Наименование темы Количество часов
Всего Лекции Практика Самост. работа Зачет Экзамен
1 Подходы к целостному описанию феноменологии социокультурной коммуникации 8 6 2
Предмет, объект, границы проектирования, цель, сферы применения
Ключевые понятия: "сложная система", "социальная группа", актор, "наблюдатель", "коммуникация", чрезвычайная ситуация (ЧС) как предельный случай (граница устойчивости), аспекты Будущего 1
«Жизнесберегающий механизм коммуникаций»
Задача преодоления ущербной попытки объективной интерпретации ЧС без субъективизации (без включения субъекта в роли наблюдателя(ей));
Понятие и морфология парциального смысла, проблематизация (проблемная ситуация) 1
Что значит «ЧС как разрыв (актуальных) социокоммуникаций («живой семантической сети/ткани»? дефицит смысловпосягательство (дефицит) смыслов?;
ЧС как "посягательство на смыслы" или же это «шанс для поиска аттракторов новых смыслов»?
Интерсубъективность как «сближение когнитивных шаблонов и ментальных архивов» наблюдателей
2 Жизненная стратегия личности и автономных групп 6 5 1 да
1. Понятия «автономность», «автономная социо(культурная) группа». Особенности их поведения в условиях ЧС. Приемлемость рассмотрения автопоэзиса в ЧС. Пределы активности.
2. Социальная адаптация и социальная инновация в ЧС.
3. Особенности проявления эмоционального интеллекта в ЧС. Показатель EQ асабий.
4. Жизненная стратегия как проявление собственного поведения социальной системы.
5. Типология жизненных миров, жизненных стратегий и моделей реализации стратегий автономных групп в условиях чрезвычайных ситуаций (ЖСЧС): 1
6. Имитационная модель поведения автономной группы в виде динамичного семантического ландшафта.
7. Математическая модель жизненной стратегии автономной группы при ЧС.
3 Изменение жизнеобеспечения, жизненного ориентирования, идентификации стратегии, порога критической ситуации 8 6 2 да
1. накопления отклонений от нормального состояния, дисфории;
2. инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС; 1
3. высвобождение факторов риска (развитие ЧС); 1
4. стадия затухания (выход из ЧС).
4 (Семантическое) измерение жизненных стратегий 7 6 1 да
"Интенсивность смыслов" как «шкала полезности», пригодность единого понятия «качество жизни»;
интерпретация КЖизни в семантических категориях (как мерила смыслов); 1
парциальный смысл как производная парциальной проблемы;
парциальная проблема как «внятность опыта» на «дисбаланс мотивов»;
EQ как показатель ЖСЧС;.
Семантический ландшафт ЧС
5 Социокультурная коэволюция как баланс управления и самоорганизации 9 7 2 да
взаиморефлексия (акторов, наблюдателей);
виртуальные страты как зародыши\затравки («центры кристаллизации») альянсов и их развитие;
вспомоществование через создание и развитие коммуникации, т.к. именно она «не просто тематизирует, но и манифестирует общество» (по Н. Луман)
темпомиры вирт. страт (социокульт. фаз);
новое качество благодаря альянсам – проявление адаптационного потенциала акторов
новая коэволюционная стратегия как результат синтеза парциальных стратегий, субкультура (предтеча) интегральной культуры (по П. Сорокину) 2
опыт математ. моделирования стратегий социальных групп
Итого 38 30 16
Разработчик спецкурса Сайфуллин Н.Ф.
тел. 8(906)728-27-63, ppark2@ya.ru

Также на Фэндоме

Случайная вики