ФЭНДОМ

....

Конструктивность подхода для проектирования АПП Править

Чтобы создать целостную картину проектируемого объекта, надо применить теоретические и прикладные достижения многих наук.

Фрактальная геометрия + экология

Средствами экологии (прикладное значение законов развития природных систем) в сочетании с фрактальной геометрией и производными от нее методиками, основанными на соблюдении при проектировании систем принципа золотого сечения, числового ряда Фибоначчи, ..., может быть определено, обосновано гармоничное пространственное расположение объектов АПП.

...

Пример 1. Необходимым условием наличия или начала процесса устойчивого эволюционного развития сложной системы является существование в ее структуре пропорций золотого сечения. АПП как сложная система может представлять собой такой парк, где территория гармонично зонирована, руководствуясь фрактальной геометрией. Там могут быть удачно соединены природа, культура и инфраструктура. Другой вариант - когда поселение не полностью парк, а в пределах него определена зона в качестве парка, который одновременно и охраняемый природный объект, и культурный центр (центр развития АПП-культуры). В мире есть примеры городов-парков - это пригороды Канзас-Сити: Ливуд и Оверленд-Парк. Правда, учитывали ли проектировщики городов-парков достижения фрактальной геометрии при проектировании - это вопрос.

Допустим, что АПП будет проектироваться для территорий с высокой лесистостью (тайга, например). В таких условиях надо суметь гармонично вписать архитектурные сооружения, дорожно-тропиночную сеть в лесной массив. И в этом случае, возможно, лучше АПП создавать как парк, чтобы вырубать как можно меньше леса. Возможно даже, что этот городишко-парк будет иметь статус особо охраняемой природной территории (ООПТ).

А теперь допустим, что АПП проектируется для территории с низкой лесистостью. В этом случае поселению обязательно нужен свой парк как особо охраняемая природная территория и культурный центр одновременно. И его, скорее всего, нужно располагать так, чтобы именно уже существующий лесной массив включался в пределы АПП. Но дробить лесной массив (в случае острой необходимости) следует на как можно меньшее число фрагментов (лопастей), хоть даже и соблюдая правила фрактальной геометрии. Необходимость такого внимания к степени изменения очертаний лесного массива можно объяснить действием в природе следующей закономерности, следствия из которой надо иметь в виду при проектировании очертаний и размеров лесопокрытых площадей:

Закономерность: Количество видов, которое может поддерживать конкретная экосистема, тем выше, чем больше площадь этой экосистемы.

Проектировщики и обитатели АПП заинтересованы тем, чтобы в пределах поселения оставалось как можно больше биологических видов, которые обитали на территории до того, как началось проектирование поселения.

Экологи провели множество исследований. Данные изучения материковых и островных экосистем позволили сделать одинаковое заключение. Если А — площадь экосистемы, а S — количество видов, то зависимость между ними описывается формулой:

S = KAn

где n — число от 0,1 до 0,3, а К — константа, представляющая собой количество видов на единицу площади экосистемы. Это выражение называется уравнением зависимости количества видов от площади экосистемы.

Однако надо иметь в виду, что хотя количество видов и зависит от площади экосистемы, эта зависимость непрямая. Даже при n = 0,3 увеличение площади экосистемы вдвое сопровождается увеличением количества видов всего на 23%.

Тем не менее эта закономерность имеет важные следствия для природоохранных действий, направленных на сохранение биологического разнообразия, которое является фактором устойчивости экосистемы. В частности, сокращая площадь экосистемы, мы получаем не уменьшенную копию оригинала, а новую экосистему с ощутимо меньшим количеством видов. Другими словами, десять небольших клочков дикой природы могут поддерживать существование лишь половины видов, которые можно было бы обнаружить на едином участке земли с площадью, равной суммарной площади этих клочков.

И наоборот, увеличение размеров данной экосистемы не повлечет за собой пропорционального увеличения биоразнообразия, поэтому часто целесообразнее направить средства не на расширение существующих экосистем (например, на посадку деревьев в ), а на создание ООПТ в совершенно новых экосистемах [1].

Так и при проектировании АПП можно учесть, что лес или другую экосистему, включаемую в пределы поселения, нужно оценить на возможность провозглашения её особо охраняемой природной территорией (ООПТ) и соответствующего дальнейшего функционирования. Возможно, что АПП и надо создавать на тех площадках, которые могут быть объявлены особо охраняемыми природными территориями, поскольку соответствуют определенным природоохранным законодательством требованиям.

Для проектирования пространственного размещения объектов АПП можно учитывать уже имеющиеся примеры производимых в настоящее время проектных разработок. Но надо помнить, что каждый проектируемый объект всё же уникален и любая методика не должна быть применена без её критической оценки на пригодность для другого объекта. Например, в Кабардино-Балкарии проектируется дендропарк по разработанной в русле трансдисциплинарного подхода методике. Методика основана на достижениях фрактальной геометрии (и не только), благодаря чему позволяет определять зоны парка с различными функциями.

См. также Править

Литература Править