Фэндом

Виртуальная лаборатория

Урбанизм и когнитивная архитектура

204 619статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение67 Поделиться

Nochnoy kazan kreml.jpg

Гармония смыслов

Архитектурно-урбанистическая обстановка АПП должна быть наделена свойствами адаптивности и поисковой коммуникации, способствующей развитию диалога «человек-среда». Человек в ней находит поддержку собственным размышлениям, поискам своего "Я", способность поддерживать диалог с сообществом

(Урбанизм и когнитивная архитектура). антропогенная среда, созданное человеком пространство жизнедеятельности. Архитектурное пространство строится целенаправленно и является в конечном счете отражением системы ценностей владельцев недвижимости. Аксиологию архитектурного пространства можно представить как видимый спектр градостроительных проблем, включающий пять направлений: 1) экология и жизнепригодность места, обуславливающие здоровье людей, 2) удобство и комфорт, создаваемые инженерной инфраструктурой. 3) свобода и безопасность за счет социального контроля за соблюдением системы парцеляции и зонирования среды; 4) содержательность и информационная насыщенность, адекватная требованиям культуры; 5) красота и соответствие идеалам духовной жизни людей. Человек в ней находит поддержку собственным размышлениям, поискам своего "Я", способность самореализазоваться и поддерживать диалог с сообществом

Когнитивная архитектура - жанр архитектуры, основанный на идеях синтеза архитектурных решений в интересах познания и раскрытия человеком своего духовного потенциала; знание, позволяющее архитектурными образами раскрывать ответ на главный вопрос: "Кто Я?"

СаградаФамилья.jpg

Саграда Фамилья, А.Гауди: к раскрытию феномена когнитивности (семантичности) архитектуры

3 10751134076628.jpg

Мечеть Кул Шариф, Казань: музыка в камне

Концепция когнитивной архитектуры интегрирует идеи социального проектирования и интерактивности среды. Это означает, что сама символическая среда (в частности, архитектура) воспринимается обитателем как многоплановый развернутый текст. Его прочтение вызывает диалог (внутренний и внешний), постижение человеком самого себя и окружения, мотивацию не только потребления, но и порождения новых смыслов. Так становится возможной семантическая культура архитектурной среды.

Архитектура как инструмент сотворения будущего[1] Править

  • Архитектура как чаровник, который извлекает будущее из сознания людей, существуя, как своего рода, аттрактор... Именно архитектуре и градостроительству свойственна изначальная проектность, причём, в том числе в рутинном сегменте: они не только очаровывают обывателя, они создают для него определённую образную среду, которая в каком-то смысле конструирует сознание обывателя.
  • Архитектор должен предвидеть сценарий будущего: предвидеть будущее не двух-трёхлетнее, не краткосрочное будущее, а культивировать дальнобойный взгляд
  • Из способа производства рождаются способы расселения. А из способов расселения рождаются способы обустройства жизни. То есть жизнестроительство, которое материализовалось в типах жилья, в типах социальных объектов.
  • сейчас на первое место в качестве аттрактора выступает качество среды, качество жизни. И для того, чтобы привлечь интеллектуалов, людей воздуха в вашем понимании, нужно обеспечить это качество жизни.
  • Речь идёт о том, чтобы освоить или реосвоить существующие площадки. Конечно, не все скопом – они должны быть выбраны в соответствии с общей схемой расселения, перспективами пространственного развития.
  • Разговор о радикальном изменении концепции жилища как единственной площадке обитания, он входит в тему новой нелинейной логики развития. Городская акупунктура фактически находится в русле синергетических идей, синергетических представлений. То есть одной из точек приложения синергетической методологии могло бы быть градоустройство.
  • Например, ключевое понятие синергетики – параметры порядка. Фактически параметры порядка – это переменная, ведущая переменная, под которую подстраиваются все остальные, более быстро меняющиеся переменные. Они возникают в окрестности точек бифуркации. И эскалация напряжения между этими двумя контрагентами фактически могло бы носить диагностико-прогностический смысл... возникает новый язык, если угодно, новый диалект архитектуры. Когда вот эта методологическая основа, ну, достаточно такая сложная, комплексная, трудная к описанию, она проецируется на архитектурные объекты, а архитектурные объекты, составляя некоторую комплексность, проецируют влияние, суггестию на население, на человека.

И человек, таким образом, он приобщается к этой новой не просто архитектурной стилистике, а к новой методологии, если угодно, действия, быта, бытия в этом новом мире. Такая, знаете, передаточная некоторая механика через архитектуру. И, меняя человеческое сознание, приспосабливая его не просто новому ритму жизни, а к новой стилистике бытия. То есть это действительно смена языка, не просто архитектуры. инструментарий синергетики позволяет высечь новое знание. И вот выявление, например, тех же параметров порядка позволяет прогнозировать приближение зоны бифуркации...

  1. гость в студии – Дмитрий Евгеньевич Фесенко, член правления Союза московских архитекторов, профессор отделения Международной академии архитектуры в Москве, издатель и главный редактор журнала "Архитектурный вестник".

См. также Править

Kras.jpg

Плеханова (Красавина) А. Дипломная научно-исследовательская работа "Фрактальная архитектура. Концепция оболочки обитания: 2108 год"[1]. Руководитель Айдарова Г.Н., КГАСУ. Дипломная работа участвовала во всемирном конкурсе дипломных проектов Archiprix - 2011

Источники Править

Лэндри Ч. Креативный город. — Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Классика-ХХI", 2005. — 399 с. ISBN 5-89817-104-5

Книга ведущего британского специалиста по развитию городов Чарльза Лэндри дает ответ на са­мые насущные вопросы: как сделать наши города тем местом, где хочется жить и проводить время? Как превратить их в жизнеспособные,"человечные", полные энергии центры творчества? Книга Лэндри — это и философская концепция для идеологов и инструментарий для практиков, позво­ляющий понять, как в начале третьего тысячелетия для решения принципиально новых задач создаются новые виды бизнеса и развиваются новые подходы к развитию городов. На русском языке издается впервые.

Фесенко Д. АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСТРУИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО, 05/08/2010

Любой проект безотносительно к его масштабу и качественному уровню несет в себе футурологический заряд. Иначе говоря, архитектура проектна по определению – как бы это банально ни звучало.

Город как совокупность событий Править

Виктор Вахштайн - кандидат социологических наук, заведующий кафедрой теоретической социологии и эпистемологии РАНХиГС при президенте Российской Федерации. Аудиозапись передачи доступна здесь.

То, как люди читают пространство телесно, как это влияет на их поведение, как это изменяет темп их перемещения, - это сегодня интересует исследователей повседневного города. Сегодня среди запросов горожан доминирует запрос на событийность, на качество среды,

Музей по своему функционалу сочетает два взаимоисключающих способа существования. Первый из них - это ярмарка-выставка, когда нужно, чтобы люди приходили как в балаган и смотрели на представление, а с другой стороны - Форт Нокс, очень важная функция хранения. Музей должен консервировать и передавать следующим поколениям ценности прежних эпох. Это конфликтующие функции, такой неизбежный функциональный диссонанс в работе учреждения и когнитивный диссонанс в голове его директора.

Культура сегодня - это совокупность событий, а не совокупность учреждений. И это придется учитывать авторам новой культурной политики города. город становится состоящим из событий, а не из зданий и физических тел, фланирующих между ними.

Ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики