ФЭНДОМ

Ноумен понимается как сущность бесконечного порядка и бесконечно углубляемый смысл сущности

Свирский, с.70: Кант утверждал, что есть области нашего присутствия в мире, где мы имеем право говорить о наличии предельного основания, на базе которого строим свою сознательную жизнь (феномены), а также есть непознаваемые пространства жизни (ноумен).

К.В.Симаков: Феномен (гр. phainomenon - являющийся) - явление и/или событие, данное в опыте, чувственном познании.

Ноумен (гр. noumenon - умопостигаемый) - постигаемая разумом, непознаваемая вещь в себе, составляющая сущность феномена.

Опыт - феноменален, мотив - ноуменален.

Какова грань между феноменом и ноуменом?! Мир предстает человеку в двух проявлениях - чувственном (феномен) и мир, не поддающийся чувственному восприятию (ноумен). Человек ищет эту связку: как перевести ноумен в феномен. Вот почему с таким нетерпением воспринимается раскрытие нового феномена (например, феномен инноваций). Это звучит как подспорье, призыв, сигнал другому человеку направить свои чувства и распознать сквозь эти чувства некий феномен, который был скрыт нашим незнанием. На это общество, в меру целостности \и динамичности\ своей культуры, отвечает своим вниманием, заинтересованностью, в конце концов - восторгом, и благодарно тем, кто сумел донести это откровение до других, сэкономил ее энергию (об экономии ср. ? у Гумбольдта). Слово как образно-символическая форма дает возможность оттолкнуться от этого провидения в сторону его эксплуатации. Так запускается механизм проектирования. Тогда прогнотип м. рассм. как предощущение связки феномена с ноуменом, как интерфейс между ноуменом и феноменом!

[1]Но́умен (от греч. νούμενον - имя), философская категория, означающая умопостигаемую сущность (в противоположность феномену, постигаемому чувствами); понятие введено Платоном.

См. также Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики