Фэндом

Виртуальная лаборатория

Феномен человека 2: ОСНОВЫ НАУКИ

204 619статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение46 Поделиться

© Сергей Яковлев, 2004 - 2006

Все авторские права данной страницы принадлежат автору. Копирование, распространение, перевод данного произведения может быть выполнен только при письменном согласовании с автором и возможной выплаты авторского вознаграждения.

Основы науки

Я давно задавался вопросом – как родилась научная мысль, на каком фундаменте она стоит, и какие основные положения нужно знать любому современному человеку, чтобы он понимал для чего он живет и, главное, не путал причины со следствием. Поэтому по порядку, так сказать с истоков науки как таковой ...

§1. “Идея о Боге” или “Реальность, в которой мы живем”

В наше время каждый знаком с понятием Бог, кто-то меньше, кто-то больше. Мы не будем рассматривать различные следствия из-за которых для различных людей существует различная интерпретация этой идеи о Боге. Мы поступим наоборот, рассмотрим, что она может означать и что значит существование Бога – таким образом мы определим причину, из которой выведем напрямую следствия без искажений, которые исторически накладывались вплоть до нашего времени и кроме того, смешивались с этической и моральной стороной этого вопроса – это следует четко отделять от научной стороны вопроса. Все что касалось социального влияния, оказываемой Верой как таковой описано в мини-приложении к первой части в этой книге. Здесь же, так как идея о Боге дала толчок развитию многих наук, мы оставим в покое понятие веры, а под идеей о Боге будем понимать лишь то, как объясняется “Религией” происхождение и роль человека и Бога.

* * *

За точку отсчета мы возьмем ряд утверждений Бенедикта Спинозы (из его трактата о Боге), которыми он определяет интересующий нас вопрос:

  1. Все, что мы познаем ясно и отчетливо принадлежит к природе вещей;
  2. Сущности вещей существуют извечно и останутся вечно неизменными;
  3. Существует бесконечное число познаваемых вещей;
  4. Конечный ум человека не может познать все о бесконечном;
  5. Причина идеи о человеке – какая-то внешняя причина, заставляющая его познавать одно раньше другого.

Это основополагающие аксиомы существования бесконечного – то есть Бога. Приняв их мы сможем охарактеризовать бесконечное:

  1. Бесконечное не может состоять из различных конечных частей;
  2. Не может быть двух бесконечных сущностей;
  3. Бесконечное одно-единственное, оно неизменно, и не может измениться к лучшему, а раз так, то оно изначально совершенно.

Эти положения не может никто не подтвердить и не опровергнуть. И это естественно – потому что человек имеет дело только с конечными вещами, и ни какая наука, кроме науке о Боге, не имеет знаний о бесконечном.

Но тем не менее такое представление о бесконечном ничего не дает человеку, все потому, что он имеет дело с конечными вещами и может познать природу только конечных вещей. Не отрицая и не противореча идеи о Боге наука человечества исходит из других предположений, которые определяют конечные сущности:

  1. (совпадает) Все, что мы познаем ясно и отчетливо принадлежит к природе вещей;
  2. (совпадает) Сущности вещей существуют извечно и останутся вечно неизменными;
  3. Существует конечное число познаваемых вещей;
  4. Большое количество конечных умов при помощи средств коммуникации и хранения информации могут объять конечное число всех познаваемых вещей;
  5. Причина идеи о человеке – какая-то внешняя причина, но дающая свободу познавать одно за другим.

Это аксиомы о существовании конечного – то есть Вселенной. Тогда по аналогии мы можем сказать о Вселенной:

  1. Вселенная состоит из конечных вещей;
  2. Не может существовать двух Вселенных;
  3. Вселенная одна, но постоянно изменяется, но сумма изменений постоянна и неизменна.

* * *

Теперь мы можем ввести понятие о реальности. Реальность – это вся совокупность вещей, которую человек ощущает своими органами чувств, и с помощью приборов, которые увеличивают диапазоны чувств человека. Таким образом, реальность с прогрессом человечества, как в технологическом, так и в социальном плане, - расширяется. Она как бы постепенно отбирает у бесконечности определенный объем конечной материи. Тогда наука изучает расширяющийся объем конечной материи, а наука о Боге основываясь на спекуляции (идеи по Канту, мир Платоновских идей) делает выводы о той части бесконечности, которая не является реальностью для человечества.

* * *

Заметим, что внести минимальную определенность в понятие реальность, мы смогли, определив выше пять положений о реальности, и три положения о свойствах полученной реальности. Рассмотрим их подробнее и посмотрим какие варианты реальности вообще возможны.

Положение первое. Определяет реальность с точки зрения человека – на сколько он может доверять своим чувствам.

Возможные варианты. Все, что мы познаем ... к природе вещей.

  1. ясно и отчетливо принадлежит – положительная крайняя точка зрения;
  2. не принадлежит – отрицательная крайняя точка зрения;
  3. необязательно принадлежит – вероятностное сомнение;
  4. неотчетливо принадлежит – человек не может отличить разные вещи;
  5. смутно принадлежит – временами трудно отличить.

Возможно применение еще ряда прилагательных, показывающих промежуточные состояния с разных точек зрения между двумя крайними точками зрения.

Так, например, для тех людей, которых мы называем психически больными, реальность как раз и может быть не ясной и не отчетливой.

Положение второе. Определяет временную постоянность основных свойств веществ, т.е. определяет причинно-следственную связь.

Возможные варианты. Сущности вещей существуют ... и останутся ...

  1. Извечно; вечно неизменными – положительная крайняя точка зрения;
  2. Временно; постоянно меняющимися – отрицательная крайняя точка зрения;
  3. Непостоянно; иногда меняющимися – возможные промежуточные точки зрения.

Понятие о хаосе, что близко к понятию ада, как раз и приводят к определению реальности, где отсутствует причинно-следственная связь.

Следует заметить, что это и предыдущие положение о реальности неизменны как для религии, так и для науки, т.е. это положения, которые человечество вывело на заре своего возникновения. И описывая понятие об аде, боялось попасть в ту реальность, где эти два положения не соблюдаются.

Положение третье. Определяет количество (объем) вещей, которые существуют в реальности.

Возможные варианты. Существует ... число познаваемых вещей.

  1. бесконечное – крайняя точка зрения;
  2. конечное – другая крайняя точка зрения;
  3. неизвестное – промежуточное мнение, уменьшающая степень бесконечного;
  4. известное – промежуточное мнение, увеличивающая степень конечного.

Данное положение как раз и является спорным. Поэтому нельзя сказать, где положительная точка зрения, а где отрицательная. Это также касается и последующих положений.

Спорным это положение является не только среди религий и науки, но и внутри как религиозного, так и научного учения. Но как правило религия придерживается одного крайнего зрения, а наука другого, но та и другая допускает некоторое ослабление или усиление своих определений.

Далее мы будем исходить из существования конечного числа познаваемых вещей, понимая под этим, что есть вещи которые известны, а остальные вещи только временно неизвестны.

Положение четвертое. Определяет способность человека осознать, и пользоваться информацией о всех существующих вещах.

Возможные варианты. Конечный ум человека ... познать все познаваемые вещи.

  1. не может – религиозная крайняя точка зрения;
  2. может – научная крайняя точка зрения;
  3. Промежуточные варианты:
    1. Учитывая большое количество людей;
    2. Учитывая технологии для хранения информации;
    3. Учитывая общее количество познаваемых вещей;
    4. Учитывая прогресс со временем;
  4. Достоверность знания:
    1. Идеальное;
    2. Эмперическое.

В промежуточных вариантах могут учитываться дополнительные факторы, выполняя которые можно склониться к той или иной крайней точки зрения.

Далее мы будем исходить из того, что существуют такие факторы, которые позволяют утверждать, что конечный ум человека может познать все познаваемые вещи.

Но при этом нужно учитывать, что знания человека идеальные, т.к. эмпирические знания позволяют сказать лишь: “На сколько нам до сих пор известно, исключений из того или иного правила не встречается”.

Положение пятое. Определяет причину возникновения человека и его зависимость от этой причины впоследствии.

Возможные варианты. Причина идеи о человеке – ... причина, ... его познавать одно за другим.

Первая часть:

  1. какая-то внешняя – положительная крайняя точка зрения;
  2. самопричина (человек сам пожелал возникнуть) – отрицательная крайняя точка зрения;
  3. указание кого-то, через внешнею причину – промежуточное мнение.

Вторая часть:

  1. заставляющая – религиозная крайняя точка зрения;
  2. дающая свободу – научная крайняя точка зрения;
  3. подталкивающая – промежуточное мнение.

В первой части наука и религия сходиться, рассматривая происхождение человека от какой-то внешней причины. Но существую лже науки (например, парапсихология), которые могут придерживаться промежуточных точек зрения, и утверждать, что от желания человека (обладающего какими-то способностями), может произойти то или другое.

Во второй части мнения религии и науки различны. Наука предполагает полную свободу выбора человека и ее независимость от причины возникновения. Допустимо, как для религии, так и для науки в ряде случаев придерживаться промежуточных мнений, но даже в этом случае их направленность к разным полюсам очевидна.

* * *

Итак, шаг за шагом, выше описанные положения, вносят определенность в исследуемую (нашу) реальность, и сверяя это с действительностью, мы отбрасываем те свойства реальности, которые не могут иметь места.

Становясь на точку зрения науки у нас открывается путь к исследованию, религия же оставляет нам только веру. А так как смысл жизни человека – это не только вера в “чудеса”, а желание получать информацию и изменять окружающий мир, а также изучение этих “чудес”, то нам нужно знать свойства этого окружающего мира; и хочешь не хочешь приходится принять точку зрения науки, хотя бы в той ее части, которая утверждает, что материя конечна.

§2. Материя

Итак, реальность состоит из материи, которую можно разделить на конечные части. Рассматривая свойства материи можно выделить следующие*:

  1. Активные – способность принимать различные формы (формы образуют тела), благодаря которым материя может приобретать:
    1. Двигательную силу. При этом следует отметить, что (1) всякая сила может происходить только из движения; (2) для того, чтобы разделять или соединять нужна сила. Таким образом, материя сама по себе имеет только потенциальную силу, которая высвобождается при разрушении уже существующих тел и используется для создания других тел – тем самым продолжая постоянное движение материи. Различные движения подчинены и управляются различными формами. Формы, посредством которых субстанция тел может не только двигаться, но двигаться различно, называются материальными формами.
    2. Способность чувствовать. Материю, рассматриваемую отдельно от всяких форм, мы не можем чувствовать. Способность чувствовать приобретается материей вследствие принимаемых ею форм и она обнаруживается только в организованных телах. Таким образом, способность чувствовать находится только в потенциальной возможности, пока формы материи не приобретут определенную организацию.
  2. Пассивные – протяженность материи, что предполагает:
    1. три измерения – длину, ширину и глубину;
    2. величину;
    3. фигуру;
    4. состояние покоя;
    5. положение.

§3. Изучение материи

Итак, мы получили основополагающие положения из Философии, отличной от Религии. Исследованием и детализацией структуры тел и отдельных форм занимается Химия; на базе которой исследованием и детализацией пассивных свойств материи занимается Математика; а активных о движущейся силе занимается Физика; активных о способности чувствовать – Биология.

§3.1. Химия

С точки зрения химии все тела делятся достаточно четко на неорганические и органические. У неорганических тел нет способности чувствовать. Даже ни у каждого органического тела появляется способность чувствовать. В любом органическом теле присутствует углерод. Наиболее часто он соединяется с водородом и кислородом. Примечательным свойством органических веществ является их цикличность, т.е. они соединяются рядом элементов с одинаковой, но по разному чередующейся последовательностью. Таким образом, минимально, тело, чтобы иметь способность чувствовать должно состоять из небольшого числа атомарных элементов, соединенных циклически.

§3.2. Математика

Математика создает абстрактные модели тел из нашей реальности. Изучает наилучшие способы описания различных тел. Поэтому математическое описание применимо во всех науках. Сама же по себе математика описывает пассивные свойства материи. Но их непосредственное изучение может привести к заблуждениям, т.к. пассивные свойства являются следствием специфичных состояний активных свойств. Поэтому изучая активные свойства материи, применяя математическое описание, пассивные свойства будут частными случаями общей теории.

§3.3. Физика

Физика не делает ни какого различия для органических и неорганических тел, но скорее предполагает только неорганические, и такие свойства органических тел, которые не противоречат неорганическим. Таким образом, она не отличает специфических свойств органических веществ. Но она интересна с точки зрения того, что движущая сила, которую она изучает, есть у любых тел, в том числе и у органических. Таким образом, можно понять какими еще минимальными свойствами должно обладать вообще любое тело, в том числе и органическое.

Чтобы выявить отличительные свойства движущейся материи нужно изучить “Общую теорию относительности”, которая является достаточно сложной для понимания, но тем ни менее первой ступенькой, которая объясняет как устроена неорганическая материя.

§3.4. Биология

Биология изучает жизнь, т.е. способность чувствовать. Это предполагает разделение материи на живую и неживую. Сразу заметим, что неорганическая материя является неживой, но не вся органическая материя является живой.

Четкие причины появления живой материи для нас неизвестны, и сделать разграничение живой материи от органической затруднительно.

Примером, может быть нефть, которая является органическим телом, но не обладает способностью чувствовать, и следовательно, не является живой.

Растительная жизнь не обладает всеми способностями чувствовать, но тем ни менее мы считаем ее живой материей, и ставим выше в ее организации по сравнению с такими веществами как нефть.

Животная жизнь в полной мере обладает видимыми способностями чувствовать.

Индивидуальной особенностью обладает человек как вид, который кроме способностей чувствовать, проявляет способность к разумности и способности мыслить.

Если детализировать биологию, то окажется, что ее разделы разделены в разных аспектах, т.е. например, Ботаника и Зоология в первую очередь занимаются видимыми свойствами и перечислением всевозможных видов растений и животных, а Анатомия – строением человека. Но есть и другой аспект (динамический), так Микробиология занимается процессами происходящими в клетке (минимальной единицей всех живых организмов), а Физиология – процессами на межклеточном взаимодействии.

§3.5. Прочие науки

Общий объем наук настолько велик, что их трудно даже детально классифицировать, но есть множество тупиковых веток развития науки (которые можно сразу исключить из нашего рассмотрения, но это еще не будет означать, что они не нужны в принципе), объем знаний которых является одним из следующего:

  1. перечислением ряда конкретных тел и их специфических видов;
  2. из-за ограниченности области – дублирование с некоторым искажением знаний из других областей;
  3. устаревшие знания, которые являются частными случаями новых знаний, выраженные более просто и лаконично;
  4. историей развития знаний.

Оставшиеся науки детализируют, т.е. являются частью, одной из описанных выше наук (Химии, Математики, Физики или Биологии). Есть правда целый ряд общественных наук, которые изучают общественные понятия, которые были описаны в первой части книги. Хоть сразу это не видно – эти науки являются вершиной айсберга, основой которого является все те же четыре науки.

Далее нас будет больше интересовать способность материи чувствовать, поэтому основной целью будет рассмотрение основных достижений наук именно с этой точки зрения. Можно было бы подумать, раз нас более интересует способность чувствовать, то следовало бы изучать только Биологию. Но это неверно, т.к. самые элементарные свойства материи мы упустили бы из виду, к тому же многие свойства живой материи зависят от того в какой не живой материи она находится.

* * *

Полноту понимания того, что могут сделать люди не выходя за рамки понятия о науке, для более полного осознания нашей реальности, дает следующие:

  1. перечисление всех составляющих частей Вселенной;
  2. определение всех возможных взаимосвязей между частями;
  3. знание – как ощутить каждую составляющую часть;
  4. знание – как проследить каждую взаимосвязь между частями;
  5. возможность действовать, чтобы в совокупности влиять на части Вселенной, через совокупность взаимосвязей для достижения какой-либо цели;
  6. знать всю совокупность целей, которая необходима человечеству для достижения согласования системы Вселенная – Человечество, т.е. «Гибкости мира» и «Гармонии в обществе».

§4. Живой и неживой мир

Мир можно рассматривать как совокупность живого и неживого. Что мы понимаем под живым и неживым? Человек всюду и всегда разделяет эти два понятия. Формально живое строится на элементах, которые более просты, чем неживые элементы. Но атомарные элементы живого более легко соединяются с себе подобными или близкими элементами, в отличии от атомарных элементов неживого.

В чем заключаются условия – из-за чего они меняются? Природа изменений условий заключается в постоянном движении материи. В свою очередь движение материи может происходить только в неоднородном пространстве.

Считают, что в какое-то время “начало” – Вселенная была однородна и что-то вывело ее из этого состояния. Человечество, отвечая таким образом на вопрос о происхождении материи, сразу же задает вопрос – что же вывело Вселенную из однородности? И встает вопрос – как вообще что-то могло существовать в однородной Вселенной ? Таким образом, мы попадаем в замкнутый круг вопросов …

Ответ можно получить если, считать, что неоднородность – это постоянное свойство Вселенной и материи в ней.

Тогда далее, движение постоянно перемещает материю. Встает вопрос – где оно перемещает материю? В чем находится материя, и какой объем Вселенной? Можно сказать, что материя перемещается в пустоте. Но что такое пустота? – отсутствие материи. А возможно ли отсутствие материи и при каких условиях? Если быть последовательным, учитывая, что говорилось выше, обратный логический вывод, говорит, что если отсутствует материя, то Вселенная однородна, далее материя не движется, т.е. реальность не существует. Если же реальность существует, то там где нет пустоты.

Тогда где же перемещается материя? – в материи, но только более разреженной. И это в общем-то очень просто, мы сами более плотные движемся в воздухе, передвигая воздух и порождая и поддерживая процесс движения, и ни в какой момент не создавая пустоты; так и любое тело движется в другом теле, но менее плотном.

Остается вопрос с границами материи, и можно ли выйти за эти границы? Можно, но для этого нужно быть однородным, что в нашей теории значит не существовать, а тогда какой смысл быть за границами материи? А если ты хоть какая-то часть материи, то как только ты приближаешься к границе материи, она отступает от тебя – ты на них как будто давишь. Итак, движение перемещает более плотную материю в менее плотной материи – это и есть условия, которые постоянно меняются. Остается ответить на вопрос, какой должна быть материя и ее совокупность, чтобы приспособиться и существовать в таких постоянно меняющихся условиях. Базовым свойством – естественно, должна быть простота и легкость при объединении и разъединении, чем и обладает живая природа. Этим она отличается от неживой.

И мы приходим к выводу: движение перемещает живую материю в неживой материи, причем живая материя побуждается к постоянным изменениям, и происходит как бы эволюционный процесс. Теперь должно быть ясно почему эволюционный процесс живой материи происходит более быстро – это выходит из ее природы, она более просто подвергается изменениям.

На этом рассмотрение живого и неживого можно закончить. А далее нужно понять в чем смысл изменения (эволюционного процесса) живой природы и тогда мы сможем сказать в чем смысл жизни и вообще природы существования.

Как ни странно смысла в этом никакого нет. Это значит, что он заранее не задан, в отличии от многих задач, которые мы решаем.

Единственное, что тогда мы сможем сделать это проследить как появляется какой бы то ни был смысл, зная историю эволюционирования материи. И если мы уложим все возникающие понятия в одну теорию, то возможно, мы сможем предугадывать (или прогнозировать) какой этап смысла существования наступает – и только тогда мы сможем понять истинный смысл жизни и всего существования.

См. также

Также на Фэндоме

Случайная вики