ФЭНДОМ

Физи́ческое модели́рование — метод экспериментального изучения различных физических явлений, основанный на их физическом подобии.
Метод применяется при следующих условиях:

  • Исчерпывающе точного математического описания явления на данном уровне развития науки не существует, или такое описание слишком громоздко и требует для расчётов большого объёма исходных данных, получение которых затруднительно.
  • Воспроизведение исследуемого физического явления в целях эксперимента в реальных масштабах невозможно, нежелательно, или слишком дорогостояще. (Например, цунами)

Метод состоит в создании лабораторной физической модели явления в уменьшенных масштабах, и проведении экспериментов на этой модели. Выводы и данные, полученные в этих экспериментах, распространяются затем на явление в реальных масштабах.
Метод может дать надёжные результаты, лишь в случае соблюдения физического подобия реального явления и модели. Подобие достигается за счёт равенства для модели и реального явления значений критериев подобия — безразмерных чисел, зависящих от физических ( в том числе геометрических) параметров, характеризующих явление. Экспериментальные данные, полученные методом физического моделирования распространяются на реальное явление также с учётом критериев подобия.

В широком смысле, любой лабораторный физический эксперимент является моделированием, поскольку в эксперименте наблюдается конкретный случай явления в частных условиях, а требуется получить общие закономерности для всего класса подобных явлений в широком диапазоне условий. Искусство экспериментатора заключается в достижении физического подобия между явлением, наблюдаемым в лабораторных условиях и всем классом изучаемых явлений.

Некоторые примеры применения метода физического моделирования:

  • Исследование течений газов и обтекания летательных аппаратов, автомобилей, и т.п. в аэродинамических трубах.
  • Гидродинамические исследования на уменьшенных моделях кораблей, гидротехнических сооружений и т.п.
  • Исследование сейсмоустойчивости зданий и сооружений на этапе проектирования.
  • Изучение устойчивости сложных конструкций, под воздействием сложных силовых нагрузок.
  • Измерение тепловых потоков и рассеивания тепла в устройствах и системах, работающих в условиях больших тепловых нагрузок.
  • Изучение стихийных явлений и их последствий.

См. также Править

Литература Править

  • Седов Л. И., Методы подобия и размерности в механике, М., 1972
  • Кирпичев М. В., Михеев М. А., Моделирование тепловых устройств, М. — Л., 1936

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики