Фэндом

Постановка проблемы Править

Необходимые знания: Критика чистого разума и Мир как воля и представление

Тезис:

"Наука как таковая не может дать эмпирической достоверности всех знаний о мире, в лучшем случае лишь идеальную достоверность. Философия Канта-Шопенгаура дает, по крайней мере, возможность понять почему это так, и объясняет пределы наших знаний, что практически важно для научного возрения о природе вещей."

Философия как одного, так и другого начинается с того, чтобы отделить эмпирическое от трансцедентального (при этом отличая от транцендентного). Далее Шопенгауэр дает некую верхнию классификацию науки, подразделяя ее на морфологию и этиологию. После чего показывается, что этиологии доступен для эмперизма лишь явление (феномен, косвенное знание о вещи), которое доступно нам лишь посредством ощущений. Надеюсь рассказывать о трансцедентальной эстетике Канта не прейдется, где хорошо показанно, что пространство и время суть лишь наши априорные чувства, просто мы не можем мыслить не одну вещь (не путайете с понятием и идеей) без того, чтобы не предать ее простанственно-временное расположение. Поэтому этиология (физика есть лишь частный случай) может заниматься лишь упорядочиванием понятий выходящих из причино-седственной связи явлений. Чем себя замечательно и зарекомендовала. Но вот в природе явления - это не все, а лишь то, что на биологически доступно. Поэтому встает вопрос о том, какой мир сам по себе, как он зависит от нашего биологического организма, что было бы если организм наш был другой ... Тот же Кант показал, что трехмерность пространства - это лишь ограничения нашего организма ... Из-за этого есть существенное ограничение у этиологии, она может показать причиную связь между различными понятиями, но неспособно ответить на вопрос, что такое сила, фотон, и т.п., она может лишь показать причиную связь этих явлений, но почему они есть в природе - она не всила, именно поэтому даже единая теория поля практически не возможна. Этиология останавливается на ряде элементарных вещей, которые не может объяснить, также как математика исходит из точки и т.п. априорных понятиях. И все бы ничего, но Шопенгауэр говорит, что как только мы каснемся самого понятия познания, разума, сознания ... то все наши концепции оказутся в воздухе. Поэтому хоть философия действительно и не занимается эмперизмом, она в отличии от физики и т.п., дает очень четкую границу возможностей эмперических и чистого, идеального знаний. Поэтому если мы хотим знать о явлении что то по сути, то мы не в праве обращаться к физике, она не может ответить на вопросы: Откуда появился мир, конечен он или нет, почему человек познает, и в чем смысл бытия ... Физика и биология здесь может помощь очень мало ей нужно дать что-то безусловное, и только тогда она может вывести следствие о причине ... Итак, если основываться только на эмперической достоверности, человек сможет сказать лишь: “На сколько нам до сих пор известно, исключений из того или иного правила не встречается” И когда мы отвечам на вопрос: "Конечный ум человека может (неможет) познать все познаваемые вещи" Если мы отвечам неможет, мы становимся на путь религиозного возрения. Если же мы хотим ответить может, то становясь на научную точку зрения, мы все же должны отличать эмперичскую и идеальную достоверность. И если мы не хотии говорить явную глупость "Конечный ум человека может эмперически познать все познаваемые вещи" , то мы должны поблогодарить философов и ответить, что "Конечный ум человека может идеально познать все познаваемые вещи", и тем самым не разойтись с истиной.

О философии вообще Править

Kompletion А мне бы хотелось думать, что философия это способ обобщения взаимодействия сознания и мира. Учитывая, что сознание это часть мира. Просто наука это не всё взаимодействие. Есть и другие способы освоения сознанием себя и мира. Да и сознание соприкасается с миром не только через комплекс научных знаний и методов.

В принципе согласен ... Хорошо бы еще физики согласились бы ..

главный вопрос философии Канта: "Как возможны априорные синтетические суждения?", а за разъеснением априорности и синтетических суждений отсылаю к Канту. Далее укажу лишь то в чем сходятся Кант и Шопенгауэр, по слова последнего: "Предшествовашие Канту западные философы думали, что законы, по которым связаны явления - абсолютны и ничем не обусловлены; что самый мир существует лишь благодаря им и сообразно с ним и что поэтому их путеводная нить должна вести к решению к мировой загадки. Этих догматических философов уместно сравнить с теми людьми, которые думали, что идя все вперед, можно дойти до конца мира; Кант же совершил своего рода круглосветное плавание и показал, что так как земля круглая, то при одном горизонтальном движении никак нельзя выйти за ее приделы ... учение Канта показывает, что начала и конци мира следует искать не вне нас, а в нас самих. А все это зиждется на фундаментальном различии догматической от критической философии .. образчик догматической философии есть у Лейбница, Декарта, Беркли (хотя два последних и пытались выбраться из догматической философии)".

Helg Вы много написали, но я не нашел в описанном определния философии. То, что люди выдвигают какие-то мысли - это понятно. Важно, на что они опираются в своих выводах.

Философии как определения вообще нет, я дал вам задачу критической философии. А вот на что они опираются, да действительно не на опыт, а всего лишь на силу разума :), они видетели меняю мировозрение ученых, чтобы они могли давать объяснение явлениям с других позиций, чтобы уволи выдвигать новые понятия и связывать их, а уж подвердятся они или нет не их (философов) задача ..

Helg Хорошо устроились! Нет, правда! Ну, да ладно, пусть меняют мировоззрение. Лишь бы законы не меняли. :)

Zummer Ну и выводы у вас. Поправьте меня, если я ошибаюсь: философы, жившие с древних времен до 16-17 века, - по сути ученые в области естествознания, занимались изучением причинно-следственных связей окружающего мира, активно пользуясь эмпирическими методами. Далее естествознание разбилось на физику-химию-биологию-.. и т.д. С этого времени "философия" в старом смысле этого слова ("естествознание") перестала существовать - в одиночку человеку заниматься всеми областями сразу стало невозможно.

С этим вполне можно согласиться, именно на этом и настаивал Кант. Никто не говорил, что философствовать можно на пустом месте.

Касательно эмперических методов, можно наверное говорить только со времен Галилея - первого кто поставил в свовременном смысле эксперимен (катал шары :)), до этого это было баловство.

Тем ни менее науки Аристотеля (философа) хватило на 2000 лет. Ньютон - тоже по сути был догматический философ, незнаю чем о заслужил такую популярность, но явно не своими опытами - скорее догматически постановил свои законы на базе чужих экспериментов (плагиатор :), но тем ни менее до него никто не смел утверждать ничего подобного, единственно его заслуга в смелости суждения.)

Zummer

а чем тогда занимаются люди, которые в наше время называют себя философами, если они не занимаются ни физикой, ни химией, ни механикой, ни любой прочей наукой? Только не говорите, что "они ищут наиболее общие закономерности бытия" - если человек не имеет глубоких познаний в точных науках и не вел экспериментальной деятельности, то ничего путного в этом направлении он сделать не сможет.

Это не философы - это пустословы, и не надо это путать с чистой философией, философ может не так много чем то заниматься непосредственно, но знать о науке обязан, т.н. Кант - именно тот человек кто первым описал происхождение Солнечной системы из туманных областей, но это не помешало ему быть философом, и наоборот, это послужило тем, что он смог быть философом.

"в одиночку человеку заниматься всеми областями сразу стало невозможно."

Helg Наука без гипотез пуста. А без философии - нормально.

Helg \*Делает изысканный реверанс*\

Самостоятельность человека при размышлении Править

evility Давайте рассмотрим следующее. Человек, ведя повседневный образ жизни, совершает, как это принято думать, множество разных движений своим телом. Давайте посмотрим на движение одной конечности: сжимание кисти руки в кулак. Вопрос: человек это делает полностью самостоятельно или нет? Ведь известно нечто о процессе: участие нервной системы и прочее. Но ведь человек, делая движение, не отдаёт лично указание отделам головного мозга и не контролирует прохождение нервных импульсов. Т.е., процесс осуществления движения человеком не контролируется. Он намеревается - и имеет результат. Так же и с суждениями (читай - с гипотезами): человек хочет узнать о чём-то - и через какой-то промежуток времени получает (если получает) результат. Возможно, сразу. И Кант отмечал, что способность суждения не присуща всем в одной мере. Так какова же самостоятельность человека при размышлении?

Действительно с вами можно согласиться, но до определенной степени. Между прочим ваше описание и показывает, что опыт это далеко не единственный способ познания внешнего мира. Так вот, кажется, Гельвеций говорил, что способность ума зависит от страстей (т.е. соответствует у вас по тексту "намеривается", "хочет"), и основная нерешенная проблема - это от куда берутся страсти или что тоже самое (в данном контексте) воля. Когда же это есть, самостоятельность человека заключается в том, что это его интуиция, основанная на его памяти, опыте. Но вот побуждение к применению интуиции (воля) - есть нерешенная загадка ... Поэтому когда говорят обратное, что гипотеза появляется на основе интуиции, а та в свою очередь на опыте, тоже можно отчасти согласиться, но надо признать, что в этом процессе отсутствует логика как дедуктивная, так и индуктивная, кроме того, это соправождается волей не известно откуда берущейся. Это похоже на тот факт, что останавливая вещество, охлаждая до абсолютного нуля, даже если бы это удалось бы, то все равно оставалось бы некое движение - колебание.

evility Потребности - всего-лишь база. Ощущение необходимости для выживания. Страсти (я привык их называть влечениями) даются (страшное слово!) Богом. Впрочем, как и всё остальное, включая свободу выбора. И не просто так, а с определённой целью.

Эго и воля Править

chelovek здесь надо сначала определить что такое "Я"

evility Давайте по Канту (я уже отписал выше) - предмет внутреннего чувства.

chelovek для того чтобы придать смысл опусу о самостоятельности человека ... тогда в вашем опусе человек делает все самостоятельно. высшую волю или боженьку,здесь приплетать уже необязательно когда я поднимаю руку,то именно Я это делаю,потому что я отождествляю себя с желанием поднять эту руку. опровергните

chelovek вы этот предмет сами придумали. чтобы отделить "Я" от желания/намерения. я ведь вас тоже могу обвинить в отсутствии формулировки предмета "Я".

Да нет, этот предмет, уже стоял в формулировке Я. Но не в этом суть. Это предмет я и вы - постояно чувствуем, проявляющиеся в неком побуждении, оно же есть и в инстинкте, и в рефлексе, и даже в гравитации ... Только пробема в том, что мы не можем быть субъектом гравитации, чтобы это ощутить, и вынужденны строить только науку о причиной связи, находя лишь некоторые из базовых проявлений в природе, но не объясняя их. С другой стороны, ваше психологическое Я (если вы его отличаете от физического) - вы также не можете объснить, оно суть - объективизация воли (предмета внутреннего чувства), но не сама воля по себе.

chelovek т.е. иными словами,вы не знаете что такое "Я" и в то же время устанавливаете различие между "Я" и волей. по-моему явное нарушение логики

Если вам ближе психологические термины, то говоря об Эго ("Я"), в первую очередь разговор идет об понятии Архетипа по Юнгу. Это все сути синонимы понятий квантовой неопределенностью, подсознательной деятельностью или Бога ... разница может быть лишь в традиционно вкладываемом в это смыслом от определенной науке, философии или теологии. Нужно лишь различать некоторые степени объективизации-субъективизации​.

да нет, если рассуждать по вашему, то вообще человек ничего не знает, т.к. не знает первопричины. Но не знание первопричиы вроде еще нигде не противоречило нарушению логики. Напротив, обсуждаемая здесь философия исходит из того, что человек явно чувствует, когда выбирается из причино-следственной связи, и абстрогирует себя от мотивов и потребностей, чувства опастности ... и уже почувствовав это - возвышенное, проявляющиеся в воле, он начинает размышлять как это возможно познать, а познать можно лишь через представление - объективизацию воли - желание (влечение, страсти, и прочий ряд эмоциональных синонимов) в каком-то смысле.

chelovek "предмет внутреннего чувства" не дает никакой самостоятельности воли,или различий между волей и "я"

Различие тонкое - проявление воли конкретно во мне - есть "Я". Это не одно и тоже. Тоже и с самостоятельностью, воля во мне свободна, но вообще в целом, например приминительно к человечеству в целом, зависима от сущности воли самой по себе. Но сущность воли самой по себе заключается (дальнейшее учение Шопенгаэра) в борьбе объектов за материю. Если переводить по Дарвину, то борьба за существование, эволюция в окружающих условиях (таже воля, но проявляющаяся в не нас, от чего и появляется зависимость) - и здесь наша самостоятельность ограничена. Если высокопарно, то Свобода мира versus Свобода чедловека.

Да и то, только потому, что мы как люди себя противопоставляем, это противопоставление уже заключенно в понятие самостоятельности, поэтому мы его и получаем чисто рассудоком из понятий, а не потому, что такое противопоставление есть изначально-абсолютно.

chelovek в данном случае вместо "не-я" можно поставить "воля". т.е. противостояние "я" и "воли"

chelovek здесь все зависит от вас - вы можете отождествлять себя с волей,а можете не отождествлять,разделяя "себя" и волю,и тогда воля обретает самостоятельность в лице божественной воли. по-моему такое разделение - игра с самим собой,иллюзия. мне кажется имеет место быть солипсизм но не абсолютный понятие об "изначально-абсолютном" тоже продукт деятельности рассудка,и следовательно может быть искажено или в корне абсурдно

Солипсизм Править

chelovek можно отбросить все сомнения если определить "себя" в качестве точки отсчета,Первопричины. если брать солипсизм,то бог там никакой не нужен... да и есть много других версий кроме этого радикального идеализма

Не круто ли, и соответственно, не само уверенно ли, а далее не глупо ли ... т.е. "Человек появился т.к. сам этого захотел" ? Причина появления человека - он сам?

chelovek солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма. идеализм - сознание первично,материя вторична. в противовес материализму - материя первична,сознание вторично. моя версия - ограниченный солипсизм,т.е. каждый человек создает свой мир и взаимодействует с мирами других людей. вот и все мироздание. солипсизм же в чистом виде - один человек создает весь мир а остальные люди - фантомы в его воображении

См. также Править

Также на Фэндоме

Случайная вики