ФЭНДОМ

Хвощевидные
Хвощевидные
Хвощ большой (E. thelmateia)
Научная классификация
Царство: Растения
Отдел: Хвощевидные
время

обитания

Латинское название
Equisetophyta

Wikispecies-logo
Систематика
на Викивидах

Commons-logo
Изображения
на Викискладе

ITIS 17148

Хвощевидные, или хвощеобразные, членистостебельные, членистые ( лат. Equisetophyta, Sphenophyta) — отдел высших споровых растений.

Биологическое описание Править

Хвощевидные появились в верхнедевонском периоде от риниевых или каких-либо близких к ним растений, однако расцвета они достигли в каменоугольном периоде, когда были широко представлены разнообразными древесными и травянистыми формами. Вместе с лепидодендронами и древовидными папоротниками хвощевидные принимали большое участие в сложении каменоугольных лесов. Ископаемые хвощевидные (например, древовидные каламиты) достигали в высоту 25 м, в их стволах находили вторичную ксилему. Однако в перми начинается их угасание, и прежде всего вымирают древесные формы, так что из мезозоя известны только травянистые хвощевидные. До настоящего времени от всей этой многочиленной группы дошёл до нас только один род хвощ (Equisetum).

От всех известных растений и вымершие и современные хвощевидные отличаются побегами, составленными отдельными члениками. Поэтому название членистых и произощло от этой специфики строения их побегов, которые расчленены на чётко выраженные узлы и междоузлия, легко распадающиеся на членики. Членистость обусловлена мутовчатым листорасположением и наличием в нижних частях междузлий интеркалярной меристемы, по которой и происходит разламывание на членики.

Для современных хвощей характерны своеобразные листья — их листовые пластинки сильно редуцированы до небольших тёмных, иногда зелёных или бесцветных зубчиков, а хорошо выраженные влагалища срослись в общее плёнчатое влагалище. Для репродуктивных органов членистых характерно наличие стробилов в виде колосков и лишь у некоторых палеозойских видов — спороносных зон. У современных хвощей спорангиофоры имеют щитковую форму, а у древних вымерших они имели самую разнообразную форму, кроме листовидной. Подавляющее большинство хвощевидных — равноспоровые растения и лишь немногочиленные вымершие виды были разноспоровыми.

Классификация Править

Отдел членистые, или хвощевидные, включает два класса, эволюция которых шла, по-видимому, независимыми, параллельными путями, — вымерший класс сфенофилловые (Sphenophyllopsida), или клинолистовые, и класс хвощёвые. Относимые ранее к членистым девонские гиениевые — протогиения (Protohyenia), гиения (Hyenia) и каламофитон (Calamophyton) — в настоящее время рассматриваются палеоботаниками как древние кладоксилеевые папоротники.