ФЭНДОМ

Человек-оператор (ЧО) — статус индивида, занятого профессиональной деятельностью, связанной с управлением удаленными процессами или влиянием на них через пульт управления (ПУ). Операционный потенциал связан с технологическими аспектами использования пульта управления и ограничен физиологическими возможностями организма оператора. Человек принимает участие в управлении объектами и несет ответственность за сохранность и жизненный цикл машины. При непосредственном контакте с машинными системами человек-оператор выступает в роли приёмника и ретранслятора информации. На основе личного опыта и принимаемой информации он обязан решать проблемы, вырабатывать команды управления, осуществлять контроль за элементами системы, отслеживать иерархические связи, программировать работу системы на всех уровнях и кодировать команды. Как правило, с человеко-машинной системой взаимодействует группа операторов, что требует командного стиля поведения.

При выборе профессии оператора человеку следует руководствовать диагностикой управленческих способностей. Подвижность пальцев — структурообразующий элемент повседневной трудовой деятельности любого оператора. Объективность оценки информации и способность отделить полезную информацию от информационного шума остается важнейшим профессиональным качеством личности. Главная профессиональная обязанность заключается в приобретенной способности длительное время сохранять интенсивное (концентрированное) внимание вопреки усталости и действию постоянных раздражителей (цветовые пятна, звуковые помехи и др.).

В связи со значительными суммами ущерба и катастрофическими последствиями допущенных сбоев в системе «человек — машина» особое значение приобретают социально-психологические особенности профессиональной мотивации человека-оператора и проблемы творческой активности индивида. Трудовая и воинская деятельность человека-оператора сопряжена с необходимостью быстрой и безошибочной переработки информационных потоков и массивов, осуществляемой в условиях близких к предельным интеллектуальных, физиологических, физических, эмоциональных и нервно-психических нагрузок.

Большинство технических новинок приходит на потребительский рынок из милитаристской сферы, поэтому одним из первых массовых проявлений профессии человека-оператора следует считать воинскую должность оператора-наводчика ракеты-носителя в РВСН. В связи с конвейеризацией и упрощением атакующей аппаратуры наибольшее распространение получили обязанности оператора ПЗРК (переносного зенитно-ракетного комплекса) и оператора-стрелка.

В последнее время ПУ распространились в качестве обязательного атрибута современного высокотехнологичного товара, что превращает массового потребителя в человека-оператора. Прежде всего, это пользователь телефона, работник на PC, владелец органайзера, обитатель "умного дома", геймер с игровой приставкой, владелец любого прибора с джойстиком или телезритель.

С позиции включения ЧО в процесс управления, системы делятся на:

  • автоматические (человек контролирует, устанавливает критерии эффективности)
  • неавтоматические/ручные
  • автоматизированные
    • простые АСУ (человеку показывается информация о системе, а он вырабатывает действие, строя в уме модель системы). Оперативное управление.
    • ЧО вводит исходные данные для заложенной в систему модели. Оперативное вмешательство. Более регламентирован.
    • Системы-советчики. Человек выбирает альтернативу. Тактическое управление.
    • Человек вырабатывает модель поведения объекта. Стратегическое управление. Слабоформализивано.

Задачу управления можно представить как:

  • восприятие
    • обнаружение
    • опознание
  • оценка информации
    • идентификация
  • выбор стратегии управления
    • решение о ситуации
    • решение о методе
  • выработка управляющего воздействия
    • выбор действия
    • действие

См. также Править

Литература Править

  • Конфликтующие структуры. (В. А. Лефевр, 1967)
  • Человек-оператор в космическом полете (Е. В. Хрунов, в соавторстве, Москва, 1974)
  • Трансформация структуры деятельности оператора АСУ ТП на стадии самообучения. А. И. Галактионов, В. Н. Янушкин // Психологический журнал, 1981, том 2, №6.
  • Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. (Г. С. Никифоров Ленинград, 1977)
  • Оператор технических средств: обеспечение надежности (Ю. Г. Фокин, Москва, 1985)
  • Основы инженерной психологии (учебник для вузов под редакцией Б. Ф. Ломова, Москва, ВШ, 1986)
  • Работоспособность человека-оператора и пути ее повышения (Статья В. А. Бодрова в № 3 «Психологического журнала» 1987)
  • Проблема профессиональной и функциональной надежности оператора (Статья В. А. Бодрова в № 4 «Психологического журнала» 1989)
  • Надежность деятельности человека в автоматизированных системах и ее количественная оценка (Статья В. Ю. Щелбанова и А. Ф. Бобров в № 3 «Психологического журнала» 1990)
  • Природа ошибок человека-оператора. (М. А. Котик и А. М. Емельянов, Москва, 1993)
  • Ошибки человека и его надежность (Статья Д. Ю. Миллера и О. А. Суэйна в сборнике «Человеческий фактор» под редакцией Г. Сальвенди, том 1-й, Москва, 1991)
  • Анализ и организация операторской деятельности. А. И. Галактионов, В. А. Вавилов // Психологический журнал, том 13, №3, 1992.
  • О преднамеренных и непреднамеренных ошибках человека-оператора. М. А. Котик // Психологический журнал, №5, 1993.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики