ФЭНДОМ

Введение Править

Шаблоны проектирования GRASP — набор из 9-ти фундаментальных шаблонов проектирования, составляющих основу проектирования на основе обязанностей (англ. Responsibilities-Driven-Design, RDD).

Различают 9 фундаментальных шаблонов (принципов) проектирования:

Наименование шаблона
Creator
Information Expert
Low Coupling
Controller
High Cohesion
Polymorphism
Pure Fabrication
Indirection
Protected Variations

Шаблон Creator Править

Проблема: Кто отвечает за создание нового экземпляра некоторого класса A?

Решение: Назначить классу B обязанность создавать экземпляры класса A, если выполняется одно (или несколько) из следующих условий.

  • Класс B содержит (contains) или агрегирует (aggregate) объекты A.
  • Класс B записывает (records) экземпляры объектов A.
  • Класс B активно использует (closely uses) объекты A
  • Класс B обладает данными инициализации (has the initializing data) для объектов A.

Шаблон Information Expert Править

Проблема: Каков базовый принцип распределения обязанностей между объектами?

Решение: Назначить эту обязанность тому классу, который обладает достаточной информацией для ее выполнения.

Шаблон Low Coupling Править

Проблема: Как уменьшить влияние вносимых изменений на другие объекты?

Решение: Минимизировать степень связывания в процессе распределения обязанностей. Этот принцип используется для оценки различных альтернатив.

Шаблон Controller Править

Проблема: Кто должен отвечать за получение и координацию выполнения системных операций, поступающих от уровня интерфейса пользователей?

Решение: Присвоить эту обязанность классу, удовлетворяющему одному из следующих условий.

  • Класс представляет всю систему в целом, корневой объект, устройство или важную подсистему (внешний контроллер).
  • Класс представляет сценарий некоторого прецендента, в рамках которого выполняется обрабока этой системной операции (контроллер прецендента или контроллер сеанса).

Шаблон High Cohesion Править

Проблема: Как обеспечить сфокусированность обязанностей объектов, их управляемость и ясность, а заодно выполнение принципа Low Coupling?

Решение: Обеспечивать высокий уровень зацепления в процессе распределения обязанностей. Этот принцип нужно использовать для оценки различных альтернатив.

Шаблон Polymorphism Править

Проблема: Как обрабатывать альтернативные варианты поведения на основе типа? Как заменять подключаемые компоненты системы?

Решение: Обязанности распределяются для различных вариантов поведения с помощью полиморфных операций для этого класса. Каждая внешняя система имеет свой интерфейс.

Пример: Интеграция разрабатываемой системы с различными внешними системами учета налогов. Используются локальные программные объекты, обеспечивающие адаптацию (Адаптеры), при отправке сообщения к такому объекту выполняется обращение к внешней системе с использованием ее собственного программного интерфейса.

Использование полиморфизма оправдано для адаптации к различным внешним системам.

Шаблон Pure Fabrication Править

Шаблон Indirection Править

Шаблон Protected Variations Править

Источники Править

  • Крэг Ларман Применение UML 2.0 и шаблонов проектирования = Applying UML and Patterns : An Introduction to Object-Oriented Analysis and Design and Iterative Development. — 3-е изд. — М.: «Вильямс», 2006. — ISBN 0-13-148906-2
(главы 17 и 25)

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики