Фэндом

Виртуальная лаборатория

Эвристическая образовательная среда

204 619статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение2 Поделиться

Концепция Править

Эвристическая образовательная среда (ЭОС)[1] является инновационной российской разработкой и перспективной технологией концепции Edutainment. Целостный учебный процесс в Эвристической образовательной среде разворачивается в бесконечном многообразии форм и проявлений, где в ряду методологий интеллектуального, волевого, физического, чувственного и прочего развития человека действует специальная методология развития основ внутреннего мира человека.

Общая мировая тенденция в науке и образовании, несмотря на временные отступления, состоит в преобладания интеграционных междисциплинарных процессов над дифференциацией направлений и областей знаний на всё более узкие направления и области не совместимых друг с другом знаний.

Концептуальной основой организации учебно-воспитательного процесса в Эвристической образовательной среде является смещение точки мировоззрения с феноменологической к ноуменологической, в сторону постижения фундаментальных смыслов мироздания. Причем, ноумен здесь понимается как сущность бесконечного порядка уровня и объёма и бесконечно полного раскрытия понятного смысла сущности. Новая точка зрения позволяет вскрыть глубинные связи различных областей познания мира. Это дает методологическую возможность осуществления интеграции внешнего и внутреннего миров человека в организованном ситуативном процессе творческого процесса…

Не программирование содержания обучения, а проектирование средств обучения, задающих состояние и условия системы - такова идея концепции Эвристической образовательной среды. Эвристическая образовательная среда трактует методы и средства обучения как совокупность заданных и скрытых факторов среды, дающих возможность индивидуального свободно темпового и свободно профильного обучения. Технологический процесс Эвристической образовательной среды протекает в рамках метазадачи, которая охватывает все области знаний и деятельности человека. Бесконечное число метазадач представляет своего рода один единственный учебный предмет, причем не науки, а взятых воедино науки, искусства, практики, общения, жизни и прочих. Он распредмечивает образовательную систему, беспредельно расширяя содержание образования…

Эвристическая образовательная среда состоит из 4 типов учебных пространств: атриумные, трансляционные, микрокоммуникационные и индивидуальные, в которых осуществляются 4 вида контактов, три из которых определяют понятие «учитель», с функциями сталкера, тьютора и эвристика, а четвертое характеризует понятие «учащийся», причем эти понятия распространяются на всех, участвующих в эвристическом учебном процессе.

Главная особенность пространств Эвристической образовательной среды - это их организованная динамичность, которая обеспечивается специальной технологией включенного проектирования. Здесь происходит накопление не знаний, а образов, причем скрытая структура представленных образов выявляет генеративную семантику конструкций задач, проектов и призвана поднять глубинные слои ассоциативного, концептуального, эвристического, интуитивного и другого мышления. Такое состояние позволяет учащемуся сориентироваться, определиться и составить индивидуальный план действий в соответствии с выбранными им самим учебными задачами. Это пространства постановки проблемных метазадач, где каждый учащийся определяется именно как учащийся и делает это самостоятельно…

Если в атриумных пространствах царит эффект присутствия, т.е. учащийся не отделяет себя от того места, где он находится, то в трансляционных пространствах работает эффект намерений, где учащийся находится в состоянии направленного поиска и предвосхищения результата, преследуя намеченную им цель. Если атриумные пространства более тяготеют к образам, призванным заинтересовать и «обворожить», то трансляционные пространства насыщены знаниями, которые предполагаются, воспринимаются и добываются как насущные и полезные. В этих пространствах учащийся обучается правильной и разнообразной работе с информацией, здесь формируется культура активного информационного контакта учащегося со средой. Простота, доступность и быстродействие учебно-информационного обращения достигается особой системой обработки учебного материала с помощью универсальной технологии квантования знаний - выстраивание знаний во фракталы уровней, подобий, синергии автовзаимных отношений,интросферовоекторов и экстрасферовекторов, то есть, построения знаний в алгоритме всеобъемлющей научной парадигмы.

Приоритет практики как творческого процесса является принципом школы. Динамика малого уровня, малого объёма коммуникационных пространств ритмична, поскольку действенность практических занятий зависит от распределения этого процесса во времени. Эвристическая режиссура организационных ресурсов и специфическим образом спроектированная мелкомасштабная коммуникационная инфраструктура объединяют разнообразную учебную деятельность в систему. Действенность практики помимо фактора времени связана с фактором обратной связи, учитывающим значимость выполняемой учебной работы. Такая работа носит творческий характер, что является необходимым условием выполнения учебных задач, является проявление социального аспекта их ценности.

В индивидуальных пространствах учащийся может находиться внутри группы и, тем не менее, ощущать эффект своей изолированности от группы или значимости самого себя.

Учителя ЭОСПравить

1. Сталкер

Самостоятельный выбор учебных заданий в рамках индивидуального плана и творческий характер их выполнения создаёт высокую степень неопределённости, с которой учащийся самостоятельно может не справиться. Тогда он обращается за помощью к сталкеру - проводнику, помощнику и другу. К роли сталкера ближе всего подходит детский психолог. Он помогает учащемуся отыскать ресурсы и способы выполнения учебных заданий, создаёт и поддерживает благоприятную эмоционально-душевную атмосферу и настраивает его на эффективную и результативную образовательную деятельность.

2. Эвристик

Учащиеся под руководством эвристиков создают статичную и динамическую образовательную метазадачную среду. Эвристик театрализует образовательную среду и деятельность в ней. К роли эвристика больше подходят сценограф и драматург. Сценограф создаёт статичную среду в виде декораций. Он берёт вербальные тексты, формулы, таблицы и схемы из учебников и преобразует их в зрелищное интерьерное и экстерьерное пространство школьного здания. Он как бы выворачивает наизнанку учебники и разворачивает их в средовое пространство. Драматург создаёт зрелищную динамическую среду учебной деятельности, поведений и ситуаций. Сценограф работает по проекту, драматург - по сценарию в рамках текущих метазадач. Создаётся новая образовательная методология и дидактика, новая архитектура и новый дизайн образовательных технологий, материалов и средств.

3. Тьютор

Тьютор - специалист в определённых областях знаний. Это больше, чем учитель-предметник, поскольку он не ограничен рамками учебного плана и Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Он работает в рамках метазадачной среды ЭОС, в которой ведётся учёт и контроль образовательного содержания, включая госстандарт. Тьютор участвует в разработки технологий и методологии ЭОС, передаёт знания и умения учащимся, и контролирует качество выполненных учебных заданий.

4. Инструктор

Инструктор контролирует качество выполняемых учебных заданий. Он работает по традиционной технологии классно-урочно-предметной системы образования, где происходит натаскивание учащихся в каком-либо учебном предмете. В Эвристической образовательной среде он проводит тренинги, упражняет и тренирует, вырабатывает у учащихся умения и навыки. Основные инструменты инструктора - свисток и секундомер. Роль инструктора важна в период становления ЭОС и в адаптации новых учащихся к технологииям ЭОС.

5. Учащийся

Учащийся - основной учитель в Эвристической образовательной среде и единственный учитель в идеальной Эвристической образовательной среде. В идеальной Эвристической образовательной среде учителя будут не нужны. Все функции учителей возьмёт на себя каждый учащийся. Это станет возможным, когда человек будет учиться в Эвристической образовательной среде на протяжении всей своей жизни. Векторы учительских усилий у учащегося направлены в разные стороны - вовне, обучая других, и внутрь на самообразование.

Примечания Править

  1. автор Какушкин М.Т., http://tymey.ucoz.ru

См. также Править

Ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики